Владимир Липовецкий. «Ковчег детей, или Невероятная одиссея»
Альфред М. Грюнтер, генерал, бывший председатель Американского Красного Креста
Владимир Абрамович Липовецкий – писатель, моряк и журналист. Родился 15 апреля 1936 года. Прожил в Хабаровске, на Дальнем Востоке России большую часть своей жизни, а после переехал в Израиль. Работал матросом, ихтиологом и океанологом. Владимир Абрамович побывал на всех шести континентах – плавал на ледоколе в полярных широтах, охотился на китов в Антарктике, совершил два кругосветных рейса. Имеет благодарность «за героизм, проявленный при спасении лесовоза «Сакко».
Над романом «Ковчег детей, или Невероятная одиссея» Липовецкий работал более 25 лет. Книга рассказывает о том, как в 1918-1920-х гг. 800 петроградских детей совершили полное кругосветное путешествие. Но ребятишки сделали это не по своей воле – тяжелые обстоятельства стали тому причиной.
Сегодня многие историки спорят о том, действительно ли в нашей стране был сильный голод в начале 1920-х гг.? Владимир Липовецкий абсолютно уверен в этом. В предисловии он пишет:
«Я не знаю, написана ли книга, которая бы называлась просто и страшно — «ГОЛОД». Но если она уже стоит на полке, то в ней непременно должны быть страницы о том, как голод снимает с насиженного места человека, племя, целый народ. Это побудительный мотив такой же силы, как наводнение, землетрясение, лесной пожар.
Уныние и отчаяние, страх и надежда гонят человека миля за милей, день за днем. Миграция тысяч и тысяч мужчин и женщин, примеры высочайшего альтруизма и столь же ошеломляющие примеры человеческой низости, каннибализм, спекуляция — все это голод. Одних он делает еще более людьми. Других превращает в животных с единственным рефлексом.
Если ваш приятель сказал: «Я хочу есть!» — и идет в магазин, столовую, ресторан, то это голод с маленькой буквы. Если же это слово говорит не его язык, а глаза, если он готов бежать на край земли ради куска хлеба или миски с похлебкой, то это Голод с большой буквы. Все знают голод, но не все знают Голод. Первая мировая война длилась долгих четыре года. На смену ей в России пришла другая война — Гражданская. И ей не видно было конца.
Шла не только Гражданская война, но и война с голодом. Он же косил людей ничуть не меньше. Я прочел много статей и документов той поры. Более всего меня поразила ленинская телеграмма, посланная 15 января 1918 года в Харьков и адресованная В. Антонову-Овсеенко и Г. Орджоникидзе:
«Ради Бога. Принимайте самые срочные меры для посылки хлеба, хлеба, хлеба! Иначе Питер может околеть. Особые поезда и отряды. Сбор и ссыпка. Провожать поезда. Извещать ежедневно. Ради Бога!».
В начале гражданской войны Петроград оказался в тисках голода. Многие магазины, заводы и фабрики были закрыты. Революция опустошила все, что только возможно. Деньги перестали быть ценностью, процветал черный рынок и натуральный обмен. А ведь все это можно было предвидеть заранее!
«Еще в середине семнадцатого года министр продовольствия Временного правительства С. Прокопович констатировал: «Продовольственное дело у нас висит на ниточке». На одном из своих заседаний Петроградская городская дума признала, что «положение хлебного дела в городе близко к катастрофе».
После октябрьской революции в Петроград сократились поставки хлеба. Из-за дефицита продовольствия было предложено собрать детей и на летние каникулы отправить их в так называемые «хлебные губернии». Из Петрограда собирают 800 детей, которые в сопровождении воспитателей, едут на хлебный Урал. Никто тогда и предположить не мог, что родители расстанутся с детьми почти на три года. Проведя лето на Урале, ребята были готовы вернуться домой. Но в это время произошло восстание белочехов, адмирал Колчак двинул свои дивизии на Москву. На Урале царило безвластие. К кому было обратиться за помощью? Родители детей обратились к Американскому Красному Кресту с мольбой о спасении. Ответ пришел на удивление быстро – американцы подготовили два железнодорожных состава, однако им не удалось преодолеть линию фронта – путь на запад был отрезан. Тогда они повернули составы на восток: из окон поезда дети повидали всю Сибирь: Омск – Байкал – Чита. Проехав Маньчжурию, ребята оказались во Владивостоке. Дальше идти было некуда – во Владивостоке столпились толпы беженцев. Но невдалеке находился остров Русский. Там было несколько складов и казарм со времен русско-японской войны.
Остров Русский
Казармы отремонтировали, устроили детям школу, столовую, госпиталь, кинотеатр. Дети провели на острове почти целый год. Железнодорожные составы были готовы отправиться в путь, но теперь восточное направление оказалось заблокировано японцами. Тогда решено было попробовать морской путь – американец Барл Бремхолл присмотрел японское судно «Йоми Мару». Его быстро переделали, обеспечили детям необходимые условия и повесили флаг Красного Креста.
Корабль американского Красного Креста
Так удивительный ковчег из русских детей с воспитателями и учителями, американскими сотрудниками Красного Креста во главе с капитаном Каяхара и японским экипажем тронулся в путь! Из Владивостока они зашли в порт Муроран, затем через Тихий океан в Калифорнию, после – через Панамский канал в Карибское море. Некоторое время дети гостили в Нью-Йорке, где их лично встретил президент Вудро Вильсон. После Америки через Атлантический океан дети добрались до Франции и Германии. Наконец через Финляндию вернулись домой, в Петроград.
Повествование в книге перемежается историческими справками и архивными письмами. Воспоминания участников той одиссеи очень разные – есть забавные, но больше грустных и печальных. Так, чтобы выжить, воспитатели отправляли детей попрошайничать на улицах. Маленькие дети, проживая на острове Русский, почти забыли лицо своей мамы и еженощно в полночь устраивали коллективный плач. Шло военное время и опасность подстерегала ребят на каждом шагу – пожары, болезни, бомбы.
Почему во времена СССР эта удивительная история не получила широкой огласки? Возможно, что после всех тягот Великой Отечественной войны она не казалась чем-то удивительным. Но скорее всего, из-за того, что советские дети повидали весь мир, в том числе капиталистические страны. И помогали им американцы, а также другие иностранные граждане. Поэтому подросшие ребята всю жизнь хранили в тайне свою кругосветную одиссею. Только в 1970-е годы Владимиру Абрамовичу удалось получить первые данные об этом плавании. В 1989 году режиссер Лео Бакрадзе по сценарию Владимира Липовецкого снял документальный фильм «Миссия». При съемках приняли участие 17 участников того памятного путешествия.
Приятного чтения!
Резник Марина Васильевна