Цены и мы. А почем у вас фунт черной икры, зернистой?
Мы уже давно свыклись с этой беспокойной соседкой по имени Инфляция. Теперь уже никто не делает большие глаза обнаруживая в магазине тот неприятный факт, что творожный сырок, к примеру, неожиданно вырос в цене на 2-3 рубля, а яйца так и вовсе подорожали в два раза.
Сегодня уже мало кто вспоминает, что 30-50 рублей, которые мы платим за буханку хлеба, это 30-50 тысяч неденоминированных рублей. Интересно, помнит ли хоть кто-то, сколько стоила эта же буханка хлеба в 1997 году. А вот сколько стоил фунт (409,5 грамма) хлеба в дореволюционной России? А фунт изюма?
Продукты
Лет десять назад я нашел в Интернете данные по продовольственным ценам в Царевококшайске (Йошкар-Ола) в 1903 году. Можно предположить, что эти цены не слишком разнились друг от друга. Итак, фунт печеного ржаного хлеба тогда стоил 2 копейки, пшеничного – 2-3 копейки. В Советском Союзе долгое время мерилом благополучия считалась колбаса – на всех ее всегда не хватало, и с прилавков она исчезала моментально. Так что жители страны Советов вполне были готовы покупать (да и покупали) мясные продукты по кооперативным ценам. В дореволюционной России к мясу тоже относились почтительно, наши предки различали в мясе грудину, кострец, огузок, лопатку, тонкий край, почки и прочие подробности. Один фунт грудины, согласно «Запискам по курсу кулинарной школы», изданной в начале 20-го века, стоил 22 копейки в Санкт-Петербурге, и около 8 копеек на периферии империи. А фунт севрюги, если кто помнит о существовании такой рыбы, стоил целых 45 копеек. Если говорить о сладкой жизни, то кусковой сахар рафинад отборный стоил 60 копеек за килограмм, Тульские пряники – 80 коп., кофе в зернах – 2 рубля, а чай листовой даже дороже – 3 рубля за кило. Кстати, фунт изюма стоил в 1907 году 16 копеек.
А вот икорка черная зернистая стоила 1 рубль 30 копеек за один фунт. Причем, не намного дороже красной, которая за тот же фунт стоила 1,15 руб.
Не хлебом единым
Что же поговорим о пище духовной. Вот я рассматриваю на компьютере фотографию рекламного объявления Большого театра. Самый дорогой билет стоимостью в 31 рубль 50 копеек продавался в бельэтаж ложи бенуара. Самое забавное, оперные спектакли тогда различались на утренние, обыкновенные и возвышенные. Самыми дорогими были возвышенные, самыми дешевыми – соответственно были утренники. Самый дешевый билет на утренник в галлерею 1-го ряда стоил 30 копеек, на которые можно было купить 3 пачки папирос «Зефир», пять раз прокатиться на московском трамвае, или один раз проехаться 3-им классом на пароходе по маршруту Санкт-Петербург – Кронштадт. Если же хотелось душе музыки и простора, то патефон стоил 40 рублей, рояль известной марки - 200 рублей, а автомобиль без дополнительной оснастки – 2.000 рублей.
Есть у меня ответ и на интимный вопрос. Как видно из фото, презервативы тогда измерялись в дюжинах и самые дешевые стоили 80 копеек за дюжину.
Квартирный вопрос
В дореволюционной России в начале 20 века съемное жильё в среднем стоило 20 копеек в месяц за квадратный метр. Для меня было забавным узнать, что в том же Царевококшайске квартиры на малые и средние подразделялись по следующим критериям: большие квартиры начинались от пятикомнатных, и их найм стоил в год 200-300 рублей в год; малыми квартирами считались жилища в 2-3 комнаты и обходились арендаторам в 24-60 рублей. Здесь необходимо помнить, что большая часть подданных Российской империи проживало не в квартирах, а в собственных домовладениях.
Нашел я и цены на аренду в Москве. В центре Москвы шикарная меблированная многокомнатная квартира со свежим ремонтом стоила в 100-150 рублей в месяц. А небольшая квартирка с безвкусной обстановкой на окраине 5-7 рублей. Обычная же стоимость съемной квартиры была примерно 15 рублей в месяц.
Связь
А ведь телефонная связь в нашей стране появилась всего лишь 140 лет назад на Царскосельской железной дороге. И в самом начале своего развития российские телефонные сети были довольно элитной игрушкой - и по ним гораздо легче было услышать фразу «Кто у аппарата?» на французском языке, нежели на русском.
Но быстро оценив преимущества нового вида связи, российские предприниматели стали обращаться с ходатайствами к правительству о выдаче разрешения на строительство телефонных линий. 27 февраля 1881 года вступило в силу Высочайше одобренное Положение Комитета министров «Об устройстве телефонных сообщений». И уже в начале двадцатого века в России появилась вполне разветвленная телефонная сеть. Абонемент на пользование телефонным аппаратом был довольно дорог и разнился от вида использования: меньше всего – 63 рубля 20 копеек в год – платили частные квартиры за личное и семейное использование, дороже всего - 102 рубля 70 копеек - оплачивались публичные аппараты, установленные на вокзалах, в ресторанах и гостиницах, на биржах и в банках. Трехминутный разговор между Москвой и Санкт-Петербургом обошелся бы нам перед Первой мировой войной в полтора рубля. Писать письма тогда было явно много дешевле: для сравнения: отправка письма, весящего не более 51 грамма, обошлась бы нам всего в три копейки. Дешевле был даже телеграф, где за одно слово, отправляемое в пределах Европейской и Азиатской России, взимали лишь пять копеек. Зачем было звонить, когда можно было отписать из Крыма в родную Уфу морзянкой «стодвадцатипятирублируйте!» и снять все финансовые проблемы. Однако будущая наша литература в это время, хотя уже и воевала на фронтах Первой мировой, но пока еще столь глубоко в изыски русской речи не проникала.
Зарплаты
В 1913 году в России среднемесячная заработная плата работников, занятых в промышленности, в рублях по золотому паритету составляла 24,2 рубля. Самые маленькие оклады в начале XX века были у младших чинов государственных служащих в размере 20 рублей в месяц. Столько же получали простые служащие почты, земские учителя младших классов, помощники аптекарей, санитары, библиотекари и т.д. Но квалифицированный рабочий-токарь на санкт-петербургском металлургическом заводе, к примеру, в то время получал до 120 рублей. Для сравнения, поручик армии довольствовался 80 рублями в месяц, учитель гимназии младших классов зарабатывал 35-50 рублей, однако преподаватели старших классов уже получали 80-100 рублей, а депутат Государственной Думы в 1906 году от государства имел ежемесячно 350 целковых.
Правда, при всем этом великолепии не стоит забывать, что как минимум 3/4 населения России вообще существовали вне денежного обращения. Это инородцы, которые меняли шкурки и продукты на соль, табак, водку, патроны. И крестьяне, продолжавшие жить в массе своей натуральным хозяйством – то есть, что пожал, то и полопал.
Владимир ГЛИНСКИЙ.