Ну и сидите тут со своим коронавирусом
С коронавирусом в России получилось, как с любой напастью: курсом доллара в 2014-м, санкциями, игрой сборной по футболу или всяческими митингами – пошумели-пошумели да привыкли. Стал COVID в числе прочих «оскомин» серым фоном нашей жизни. И на этом фоне некоторые умудряются жить поистине красиво. Всегда актуальный для наших элит вопрос выезда в родную заграницу продемонстрировал незаурядные креативные способности ruling class.
Как верхи летали за границу в разгар пандемии
Еще в конце марта 2020-го портал OpenTown.org, ссылаясь на источник charter97.org, писал о том, как самолеты, находящиеся в распоряжении Игоря Сечина, Игоря Шувалова и жены Дмитрия Медведева, летали за рубеж. В феврале и марте прошлого года – 21 раз. Данные были получены «МБХ медиа» методом изучения графика полетов бизнес-джетов. Списка пассажиров этих рейсов в открытых источниках не было, но издание считает, что приближенные Путина могли спокойно летать даже в страны, где на тот момент наблюдался катастрофический рост числа заболевших и умерших от COVID-19.
При этом больше всего перелетов совершил борт жены бывшего премьер-министра России Дмитрия Медведева Светланы – 11 раз. Первый рейс из немецкого Нюрнберга в Москву был выполнен 2 февраля. После этого борт трижды посещал Инсбрук, дважды Женеву и по одному разу Цюрих, Париж, Милан, Барселону, Дубай, Мюнхен, Ригу, а также французский курорт Экс-ле-Бен. Последний полет состоялся 9 марта, джет Медведевой вернулся из Парижа через Ригу в Москву, – сообщает издание. О характере поездок ничего не сообщается.
Самолеты главы «Роснефти» Игоря Сечина и бывшего первого вице-премьера Игоря Шувалова с начала февраля летали из России по пять раз. 4 февраля борт Сечина совершил перелет Москва – Дели. На следующий день джет из столицы Индии направился в Рим. В следующие дни судно посещало Ставангер, Лондон, Минск и остров Мальта.
Бизнес-джет Шувалова летал из Москвы в Лондон 7 февраля, после этого посетил Таллин, Ригу, Дубай, Бирмингем, Фарнборо, Зальцбург и опять Лондон. Последний полет был совершен 14 марта, самолет вернулся из Зальцбурга в Москву. Также за границу в эти дни летали и самолеты главы госкорпорации «Ростех» Сергея Чемезова. Джет Чемезова по общему числу перелетов обошел самолеты Сечина и Шувалова.
Огласите весь список, пожалуйстаО том, что российские элиты игнорируют запрет на международное авиасообщение, несмотря ни на какие ограничения и минуя логику «холодной войны» с Западом, писали и другие издания. Целый перечень подобных визитов предоставило в разгар лета «Первое антикоррупционное СМИ». По данным издания, спустя всего две недели после введения тотального запрета на зарубежные полеты из Москвы в Ригу вылетел самолет Bombardier BD-700 с бортовым номером M-MAVP. Этот борт принадлежит Аркадию Ротенбергу. В рижском аэропорту он пробыл около получаса, а затем вылетел обратно.
Самолет другого известного миллиардера Алишера Усманова находится за границей несколько месяцев. Еще с 3 марта прошлого года он был припаркован в швейцарско-французском аэропорту в 7 км от швейцарского Базеля. А в конце мая бизнес-джет миллиардера перебрался из Базеля в немецкий Мюнхен. При этом сам Усманов всех уверял, что самоизолировался в Узбекистане. Никаких подтверждений этому, кроме слов самого бизнесмена, не было.
Как сообщало издание The Bell, многие российские миллиардеры из списка Forbes после объявления пандемии и введения запрета на международное сообщение с РФ поставили свои самолеты по ту сторону границы, в том числе в Базеле, аэропорт которого является крупным центром стоянки и техобслуживания бизнес-джетов. В их числе были владелец «Реновы» Виктор Вексельберг, основатель АФК «Система» Владимир Евтушенков, бывший кандидат в президенты Михаил Прохоров и другие.
По данным «Первого антикоррупционного СМИ», в Базеле «засветился» и самолет Airbus A319 с бортовым номером P4-MGU, который принадлежит семье депутата Госдумы Андрея Скоча. Этот борт трижды за несколько месяцев покидал Россию. В Швейцарию он вылетел 4 апреля, вернувшись обратно во Внуково 18 апреля. 15 мая джет отправился в Хельсинки. 14 июня он повторил свой маршрут. Представители депутата Госдумы так и не смогли объяснить, куда мог летать парламентарий во время действия общего режима самоизоляции.
Но «светились» в зарубежках чиновники и рангом понижеИногда, кстати, не без последствий. Двух служащих отстранили от работы из-за халатного отношения к мерам безопасности, введенным в России из-за коронавируса. О двух подобных случаях писал портал «360».
В Пермской области произошел скандал: мэр города Кунгур отправился отдыхать в Объединенные Арабские Эмираты в марте. В Пермской области режим повышенной готовности ввели еще 15 марта, тогда же всем должностным лицам рекомендовали перенести отпуска и другие заграничные поездки. После своего возвращения из ОАЭ Гордеев на две недели ушел на карантин, а потом решил уволиться.
Аналогичный случай был и в Ставропольском крае. Там, правда, безответственно себя повел не чиновник, а главный внештатный инфекционист Ирина Санникова. Она провела отпуск в Испании, но режим самоизоляции по возвращении решила не соблюдать и о поездке никому не сказала. Вскоре у Санниковой начали появляться симптомы коронавируса: повышенная температура, боль в горле, кашель. Результат анализа на вирус оказался положительным, женщина даже попала в реанимацию.
На Санникову завели два уголовных дела по статьям «Халатность» и «Сокрытие информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни или здоровья людей».
После этого был еще один случай. Замглавы департамента здравоохранения Смоленской области Кристина Рябкова тоже решила отдохнуть, несмотря на пандемию. Тогда на официальном уровне сообщалось, что «уволить за нарушение здравого смысла нельзя», но губернатор региона заявил, что будет добиваться отстранения чиновницы от дел.
Такое неравенство, а самое главное – полный пофигизм по отношению к соотечественникам, проявляющийся в нежелании сделать прозрачной информацию о перелетах ближайшего окружения Путина, а также чистейшем хамстве хоть сколько-то приподнявшихся «князьков» могли бы вызвать общественный резонанс, но к лету первая волна коронавируса пошла на спад. А вместе с ней – и напряженность в обществе. Разрешили совершать туристические поездки в ряд стран. Но к осени проблема зарубежных поездок снова стала актуальной. Причем искали способы обойти всяческие запреты на выезд не только самые высшие випы.
Четыре способа обойти запретыИздание «Сноб» в июльском материале выложило целый ТОП способов, которыми можно было добраться как нужно и куда душа пожелает. К ним мы добавили четвертый, появившийся недавно.
Напомним, 30 марта выезд из страны был ограничен специальным распоряжением правительства. 29 апреля приняли еще одно распоряжение: разрешалось покинуть Россию гражданам, имеющим второе гражданство или вид на жительство в другой стране. С 6 июня из России можно было выехать на лечение, к нуждающимся больным родственникам, опекунам и попечителям, для одноразовых трудовых поездок, для обучения. Но пересечь границу, не имея специального разрешения, тоже можно, причем несколькими способами.
Способ первый: БелоруссияДо послабления ограничений на выезд официально пересечь границу с Белоруссией было невозможно. Однако люди пользовались услугами нелегальных проводников, которые показывали дорогу в объезд КПП. В МИДе знали, что у россиян есть эта лазейка, но, по словам главы ведомства Сергея Лаврова, не могли запретить людям использовать эту возможность.
7 июня вступили в силу послабления ограничений на выезд, а практика выезда в Белоруссию перешла в правовое поле. Подавляющее большинство путешественников надолго в Белоруссии не задерживается: отменяют забронированный отдых и летят дальше — куда душе угодно.
Способ второй: «терминал F»Улететь можно было не только через Минск. В аэропорту Шереметьево есть свой «филиал Белоруссии» – терминал F, единственный международный терминал аэропорта, который не был временно закрыт из-за пандемии.
Способ третий (элитный): частный самолетДля владельцев зарубежной недвижимости путешествия за границу были доступны и при закрытых границах. Цена за перелет в один конец на бизнес-джете до Ниццы или Кипра варьировалась от 20 до 30 тысяч евро. Однако только денег для вылета было недостаточно. Для полета на бизнес-джете необходима была целая цепочка согласований, начиная с Центра управления гражданской авиацией и заканчивая одобрением вице-премьера Татьяны Голиковой. Но, несмотря на все эти сложности, из крупнейшего московского терминала для бизнес-авиации Внуково-3 только в июне было совершено 669 перелетов.
Способ четвертый: элитный с выдумкойО еще одном способе обойти любые карантины рассказал недавно на своей странице в социальной сети журналист Владислав Шурыгин:
– Все эти ребята, у кого есть достаточно денег и желания не менять привычный образ жизни, массово устраиваются на работу в... авиакомпании. Но не в «Аэрофлот», разумеется, и не в «Победу». К услугам этих господ есть множество небольших частных авиакомпаний, где за несколько тысяч долларов их оформляют как членов экипажей воздушных судов, на которых – внимание! – запреты на перемещения по миру и обязательные карантины практически не распространяются.
Вторая волна COVID оказалась почти во всем мире жестче первой, но активность российских высокопоставленных вояжеров не снизилась. На «Свободной Прессе» даже выходил отдельный материал Дмитрия Родионова о том, как продолжала летать в Лондон Светлана Медведева, несмотря ни на какие запреты самого туманного Альбиона и опасность привезти новый штамм вируса.
По недавним сведениям, полученным «Свободной Прессой» от источника, близкого к Госдуме, парламентарий Леонид Слуцкий (не путать с футбольным тренером) через Турцию летал отдыхать в более «презентабельные» курортные края. В общем, COVID не столько превратился в декорации нашей жизни, сколько слился с привычным для нас фоном безалаберности и хамства российских бонз разного ранга, которые в новых для них обстоятельствах проявили свои главные неотъемлемые черты.
Резюмируя: это для среднестатистического россиянина пандемия запомнилась ценами на медицинские маски, безработицей, домашним заточением и штрафами за нарушение самоизоляции. А вот для сильных мира сего COVID стал поводом лишний раз почувствовать свою особость и элитарность.