Три четверти века без мировых войн
75 лет назад мировые политики и дипломаты смогли договориться о таком формате, который не утратил актуальности и жизнеспособности за три четверти века. Большая роль в формировании Организации в том виде, в котором она существует и сегодня и ее главного органа – Совета безопасности – принадлежит военной и послевоенной советской дипломатии. И хотя, конечно, несправедливо было бы говорить о том, что другие страны антигитлеровской коалиции не внесли свой вклад в создание ООН, стоит помнить, что отношение тех же Соединенных Штатов к этой структуре менялось по мере приближения Победы.
Так, прообраз устава ООН – Атлантическая хартия – была подписана президентом США Франклиногм Рузвельтом и премьер-министром Великобритании Уинстоном Черчиллем еще в августе 1941 года. Документ обозначил общие цели стран в войне с нацистской Германией и, кроме того, примерное видение послевоенного устройства мира. Москва присоединилась к договоренностям в сентябре того же года. Уже в 1942 году впервые прозвучало название «Объединенные нации» и начались конкретные разговоры о будущем организации, а также возникли первые разногласия о широте ее полномочий, а также по вопросам структуры.
Дело в том, что и США, и Великобритания находились как бы «по одну сторону мира» и рассчитывали, что в будущем смогут диктовать остальным странам исключительно свои условия. Присоединение же к их союзу СССР, что будущий мир будет не однополярным. В нем должны будут мирно уживаться как минимум две разные точки зрения, что на деле означает намного больше – даже те страны, которые не будут наделены какими-либо полномочиями в рамках новой Организации, всегда смогут обратиться сюда для защиты своих интересов.
30 октября 1943 года между правительствами СССР, США, Великобритании и Китая была подписана Московская декларация. По настоянию советской делегации в тексте документа было зафиксировано признание необходимости международной организации, которая в будущем поддерживала бы мир и безопасность и была основана на принципах равенства «всех миролюбивых стран».
Следующий важный шаг был сделан через год во время конференции в американском Думбартон-Оксе. Встреча была организована по инициативе Москвы. Ее главным результатом стали конкретные договоренности о структуре ООН, ее конкретных целях и задачах. В феврале 1945 года на Ялтинской конференции стороны окончательно согласовали устройство будущей организации, в том числе порядок голосования в Совете безопасности.
Последняя конференция проходила в Сан-Франциско с 25 апреля по 26 июня 1945 года, по итогам которой по настоянию советской делегации в преамбуле Устава были закреплены цели создания организации. Также на основе советских поправок глава о принципах ООН была дополнена рядом важных положений о порядке разрешения международных споров, который действует и сегодня. Историки отмечают настойчивость и личное участие в формировании документа советского посла в США Андрея Громыко. Во многом благодаря его требованиям в Уставе были зафиксированы положения, благодаря которым, как выразился нынешний генсек Организации Гутерриш, на земле уже «75 лет нет мировых войн». Разумеется, такая настойчивость советского дипломата была бы невозможной, если бы представляемая им страна не была на тот момент общепризнанным Победителем нацизма – статус, который сегодня пытаются подвергнуть сомнению и оспорить на Западе.