Назарбаев и Токаев впустили США на задний двор России
Казахстан поддержал план Вашингтона по созданию «Большой Центральной Азии»
Правительства Республики Казахстан (РК), США, а также Узбекистана, создали Центральноазиатское инвестиционное партнерство (ЦАИП) и пригласили страны региона к участию в нем ради их «процветания». Объявление было сделано за три дня до выборов в парламент РК.
Стороны пообещали инвестировать не менее 1 млрд. долларов в течение пяти лет в поддержку проектов, способствующих росту частного сектора и расширению экономических связей, торговли в Центральной Азии и на ближайших к ней территориях.
Инициатива будет работать через политическую платформу «C5+1» (США плюс страны региона). Ранее Сергей Лавров отмечал, что Вашингтон готовится злоупотребить этим форматом. В его планы входит продвижение проекта «Большая Центральная Азия» для вытеснения оттуда России.
Активизация США в РК происходит на фоне скандальной пикировки российских и казахстанских политиков, спорящих о принадлежности приграничных территорий. Масла в огонь добавила программная статья президента Касым-Жомарта Токаева националистической окраски.
А ведь с 1 января 2021 года к Казахстану перешло председательство в ЕАЭС. Токаев провозгласил целью РК на этот период «полноценную реализацию договора о Союзе», а сам запустил в регион конкурента РФ — США. Нож в спину России или пресловутая многовекторность?
Тем временем, на выборах в мажилис (парламент) РК победила пропрезидентская партия «Нур Отан». По предварительным данным, она набрала около 72% голосов. Также пятипроцентный барьер преодолели партия «Ак жол» (10,2%) и Народная партия Казахстана (9,54%).
Как это может отразиться на отношениях Казахстана с Россией?
— Трактовать создание этого нового инвестиционного партнерства иначе, как некий заход США на задний двор России, очевидно, сложно, — говорит руководитель отдела Средней Азии и Казахстана Института стран СНГ Андрей Грозин. — Американцы пытаются таким образом подкрепить экономическую составляющую своего влияния в Центральной Азии.
В последнее десятилетие оно стагнирует. Товарообороты падают, инвестиционные показатели тоже откатываются назад или топчутся на месте. Крупные вложения западных денег в регион остались в 1990-х годах, когда энергетические ТНК входили в Казахстан. Это нефтегазовые проекты Карачаганак, до этого Тенгиз, а последней «звездой» стал Кашаган, с которым много проблем.
Остается только завидовать Китаю, который посадил Центральную Азию на кредитную иглу. Кого-то в большей степени, плотнее, кого-то слабее, но всех. Так что ЦАИП следует рассматривать во многом с позиции американо-китайского противостояния. Россия здесь вторая по значимости мишень. При этом для стран Азии это стандартная практика извлечения ресурсов отовсюду, откуда возможно.
Запад анонсировал свою якобы новую стратегию еще весной 2020 года, во время поездки главы Госдепа Майкла Помпео по окраинам постсоветского пространства. Он тогда был и в столице РК Нур-Султане, и в Ташкенте. Эта стратегия предполагала насыщение формата «С5+1» экономическим содержанием, чего этой институции как раз не хватало.
Теперь мы видим, как Вашингтон пытается материально заинтересовать регион, создать «подпорки» для своего присутствия.
«СП»: — Смена власти в Казахстане и в США как-то может отразиться на реализации планов Вашингтона?
— А в Казахстане новая власть? Не уверен. Результаты партии президента «Нур Отан» сопоставимы с цифрой, полученной «старой властью». Ни количественных, ни качественных изменений почти нет. Те же самые лица. Состав партии власти немного обновился за счет проведенных в прошлом году праймериз, но это не судьбоносные изменения и носят косметический характер. Власть в Казахстане, в отличие от американской, остается той же.
И это главная проблема РК. Ни о каком успехе или не успехе транзита власти, который начался еще весной 2019 года, говорить рано. Токаев, при всех положительных характеристиках, которые ему дают и в России, и в Китае, и на Западе связан в своих решениях, не самостоятелен на сто процентов. Фактор «полутранзита» делает Казахстан восприимчивым к американскому влиянию. США пытается использовать это для усиления своего присутствия.
«СП»: — А другие страны региона?
— Узбекистан, чей ВВП ниже казахского в 2−3 раза, интересен с точки зрения приватизации, но менее уязвим для внешнего влияния. Киргизия, где транзит власти перманентен, сложна и не интересна в экономическом плане. Для Туркмении и Таджикистана транзит власти становится актуальнее с каждым днем, но Таджикистан беден, а туркменские газовые поставки все законтрактованы Китаем. Попробуй потягайся. К тому же там железный занавес.
Остаётся Казахстан. Поэтому там будут действовать и пряником — ЦАИП, и кнутом, если это будет необходимо. Другое дело, что с жесткими мерами у американцев пока все складывается не очень. С китайцами они бороться не могут. И даже с российским влиянием они борются с трудом, что видно по Киргизии, куда США пытались заскочить в октябре, но не смогли. В Центральной Азии влиять через НКО сложнее. Поэтому задействуют реальные экономические рычаги.
Главный редактор информационного портала «Русские Казахстана» Илья Намовир из Кокчетава считает, что РФ и РК настолько близки, что вторжение в регион США (даже полувоенного характера) не сможет всерьез ухудшить двусторонние отношения.
— Если не брать в расчет потенциальных «черных лебедей», которые могут прилететь в любой момент, то в наступившем году в отношениях России и Казахстана вряд ли произойдут какие-то резкие изменения. Обе страны будут заняты восстановлением своих экономик после удара пандемии, и осложнять этот процесс не с руки ни одной, ни другой стороне, особенно учитывая огромное количество двусторонних промышленных, финансовых и торговых связей.
Казахстанские элиты будут также заняты внутренней борьбой за сохранение своего места и влияния в претерпевающей постепенные изменения политической системе страны. Перед российскими властями же стоит целый ворох внешнеполитических вызовов наряду с собственными внутренними проблемами, и поэтому наличие какой-то новой «точки напряжения» в отношениях с одним из своих ближайших (во всяком случае, декларирующего себя таким) партнеров явно не в интересах России.
А недавний скандал с высказываниями Никонова и Федорова скорее был способом выразить озабоченность российской стороны некоторыми политическими движениями своего союзника.
«СП»: — Какие именно? Проамериканскими?
— Строительство с участием Пентагона учебного центра для тренировок казахских пограничников под Алматой, антикризисного учебного центра по обучению специалистов по физической защите ядерных объектов в Усть-Каменогорске, поставку специализированного американского оборудования для оснащения пунктов пропуска на российско-казахстанской границе, те же американские биолаборатории в Казахстане или недавнее сообщение о предстоящей покупке Казахстаном двух американских самолётов-разведчиков King Air B300ER Scorpion с полным набором разведывательного оборудования.
Тем более, что в Москве хорошо понимают, что у США и их западных союзников достаточно рычагов давления на казахстанское руководство: начиная от ареста зарубежной недвижимости и заканчивая заморозкой зарубежных счетов как конкретных представителей казахстанских элит, так и того же Нацфонда РК (прецеденты уже были).
И в условиях неуклонной эскалации напряженности в отношениях как России и США, в частности, так и России и Запада, в целом, руководство РФ так или иначе будет вынуждено держать на контроле события в соседней стране с самой протяженной совместной границей.