Санду ждет будущее Зеленского: к чему приводит внешнее управление государством
Весь политический процесс как в Молдове, так и на Украине сводится к тому, что лидеры местных прозападных формирований практически ежедневно посещают посольства известной заокеанской страны, где жалуются друг на друга, убеждая представителей США, что именно они и являются главными борцами против пресловутой «российской угрозы».
В СМИ и выступлениях политологов с завидной периодичностью прослеживаются параллели между Молдовой и Украиной. Действительно, у наших стран не только общая история, но и схожие трудности, связанные с баснословной коррупцией, неразрешенными территориальными конфликтами, проблемами межнационального характера и повальной нищетой населения. Регулярно политические деятели, претендующие на руководящие должности в Кишиневе и Киеве, обещают жителям наших стран решение всех этих проблем, благодаря пресловутой евроинтеграции, которая когда-нибудь приведет все бывшие советские республики к европейскому уровню жизни.
Итак, нет ничего удивительного в том, что в целом ряде публикаций мы можем встретить некие параллели и между недавно избранным президентом Молдовы Майей Санду с главой Украины Владимиром Зеленским. Действительно, если сравнивать избирательные кампании этих лидеров, то без труда можно найти много общего.
Еще весной 2019 года Владимира Зеленского поддерживали более 70 процентов жителей Украины – тогда на выборах президента страны именно с таким результатом он разгромил Петра Порошенко. Однако уже сегодня популярность «Зе» не превышает и 30 процентов, а по данным некоторых соцопросов, за него проголосовали бы и вовсе всего 22 процента избирателей.
Столь стремительное снижение рейтинга одного из самых популярных политиков на постсоветском пространстве вполне объяснимо: за два года нахождения у власти ему не удалось выполнить ни одного предвыборного обещания. При том, если стремительно падающий уровень жизни украинцев легко можно объяснить пандемией, то вопросы, связанные с урегулированием отношений с Россией, нормализацией ситуации на Донбассе, защитой прав национальных меньшинств и, наконец, отказом от идей предоставления права иностранцам скупать украинские сельскохозяйственные земли можно объяснить лишь нежеланием Зеленского работать на благо своих избирателей.
Многие молдаване также ожидают от Майи Санду определенных изменений: взвешенной внешней политики, которая позволит жителям Молдовы одинаково комфортно чувствовать себя как в России, так и в странах ЕС, объединения жителей государства в единую нацию независимо от родного языка, национальности и вероисповедания, естественно, ждут от главы государства и решительных шагов по борьбе с коррупцией и урегулированию отношений с Приднестровьем.
Однако, даже если отбросить прошлые «грехи» Майи Санду, то только за последний месяц она умудрилась продемонстрировать избирателями свое тотальное нежелание выполнять предвыборные обещания.
Например, сразу же после оглашения итогов голосования избранный президент начала стремительно портить отношения с Россией, используя в своих выступлениях, ставшие уже многим привычными антироссийские клише.
Резкая критика со стороны Санду законопроектов о закреплении за русским статуса языка межнационального общения и свободном вещании российских телеканалов в Молдове также не способствует заявленным президентом тезисам о защите прав всех национальностей, проживающих в РМ.
Следующий момент – это борьба с коррупцией. Прикрываясь в том числе именно этой идеей, Майя Санду планирует безапелляционно выполнять все требования МВФ, ЕС, США и других западных партнеров нашей страны. При этом никто не задумывается, почему молдавские граждане должны выплачивать пресловутый миллиард, украденный олигархами, за счет своих налогов.
Здесь же необходимо отметить тот факт, что МВФ уже несколько лет пытается убедить кредитуемые страны, в том числе Украину и Молдову, в необходимости предоставления права иностранцам приобретать сельскохозяйственные земли. По мнению журналистов целого ряда украинских СМИ, позиция Зеленского по данному вопросу стала ключевым фактором, повлиявшим на снижение рейтинга политика. Своеобразным доказательством этого является и неожиданный рост популярности Юлии Тимошенко. Напомним, что лидер «Батькивщины» обвинила «Зе» и его соратников в «сдаче страны в интересах международных спекулянтов».
Справедливости ради подчеркнем тот факт, что Майя Санду пока что всячески отрицает свою причастность к лоббированию идеи «прихватизации» земли, однако эти заявления она делала, являясь кандидатом в президенты. Получив же бразды правления, будет вынуждена принимать решения и защищать их перед западными кураторами, которые быстро смогут ее убедить в необходимости реализации земельной реформы.
Продолжая проводить параллели между Зеленским и Санду, отметим, что оба политика так и не смогли стать самостоятельными фигурами. Более того, никто из них даже не пытался, и вряд ли попытается, принимать самостоятельные решения, направленные на улучшение жизни собственных граждан.
Весь политический процесс как в Молдове, так и на Украине сводится к тому, что лидеры местных прозападных формирований практически ежедневно посещают посольства известной заокеанской страны, где напропалую жалуются друг на друга, убеждая представителей США, что именно они и являются главными борцами против пресловутой «российской угрозы».
Из-за полной несамостоятельности политиков как Украина «Зе», так и Молдова Майи Санду попадают под тотальное внешнее управление, при том, чтот руководят нашими странами далеко не продвинутые заокеанские менеджеры, способные построить «Эльдорадо», а третьесортные специалисты, командируемые Вашингтоном в республики бывшего СССР иногда вопреки законам логики.
Характерным примером здесь является назначение отставного американского офицера Карен Бонаби советником молдавского оборонного ведомства, отвечающим за развитие национальной армии. Оставляя в стороне геополитические предпочтения, мы в очередной раз задаемся вопросом: как работник кадровой службы ВМС США, окончивший государственный сельскохозяйственный и технический университет Северной Каролины, никогда не бывавший в странах бывшего СССР, не разбирающийся в проблемах Молдовы и не знающий ни одного иностранного языка, может помочь молдавской армии стать современной и боеспособной?
К сожалению, ответ на этот вопрос очевиден. Как очевиден и тот факт, что, пока в Молдове (да и на Украине) не придут к власти патриоты, способные объединить вокруг себя людей и способные, самое главное, самостоятельно принимать решения, которые соответствуют национальным интересам наших государства, никаких перемен к лучшему простому населению ждать не стоит.
И уже сейчас мы можем с уверенностью сказать, что через год, а может и меньше, Санду, как и Зеленский, лишится доверия граждан. После чего аналитики с экранов спонсируемых Западом телеканалов начнут рассказывать про разногласия среди прозападных партий, убеждать избирателей в том, что в регионе очень сильны позиции румынских националистов и, естественно, обвинять во всех провалах Москву. И никому из команды главы государства не придет в голову крамольная мысль о том, что не все указания из посольства США способствуют развитию молдавского государства.
Александр МЕДВЕДЕВ