Фолкленды-82. Радиоэлектронная борьба
Exoset AM-39 – главная угроза для британского флота на Фолклендах в 1982 году. Источник: artstation.com
На связи Южная Атлантика
Материал «Фолкленды-82. Аргентинское самоубийство» вызвал немалый интерес у читателей «Военного обозрения», поэтому более подробный разбор истории ожесточенного противостояния выглядит вполне логичным.
Вооруженные силы Аргентины для военно-морского флота Великобритании были достаточно серьезной силой, к встрече с которой пришлось готовиться. Противник имел на вооружении как зенитно-ракетные комплексы, так и вполне современные противокорабельные ракеты AM-39 Exoset французского производства. Британские вертолеты Boeing CH-47 Chinook, Sikorsky S-61 Sea King, Sud-Aviation Gazelle, Westland Wessex, Scout и Lynx перед битвой были оснащены дипольными радиоотражателями, инфракрасными излучателями и передатчиками помех одноразового использования.
Sikorsky S-61 Sea King. Одна из шести моделей вертолетов, используемых англичанами в войне с Аргентиной. Источник: war-book.ru
В спешке аналогичным образом дооборудовали ударную и разведывательную авиационную группировку, в состав которой входили Phantom FGR.2, Sea Harrier, Harrier GR.3 и воздушный разведчик Nimrod MR.1/2. Бомбардировщики Vulcan B2 были дооборудованы американскими станциями радиопомех AN/ALQ-101, которые сняли со штурмовиков Blackburn Buccaneer.
Британцы серьезно отнеслись к радиомаскировке в районе проведения операции. До минимума сократили переговоры в эфире и строго регламентировали режимы излучения локаторов, систем наведения и подавления. Примечательно, что одной из причин такой тишины было незримое присутствие третьих сил.
Как утверждает ряд авторов, в частности, Марио де Арканжелис в книге «Радиоэлектронная война: от Цусимы до Ливана и Фолклендской войны», Советский Союз активно отслеживал положение дел в ходе конфликта. В Южную Атлантику регулярно отправляли морской разведчик Ту-95РТ, а по пути следования эскадры Королевского флота англичан сопровождали безобидные рыболовецкие траулера. Последние были замаскированными советскими судами-шпионами.
Аэродромом подскока для морских авиаразведчиков располагался в Анголе (на то время контролируемой кубинцами). Группировка советских спутников разведчиков типа «Космос» непрерывно работала над Южной Атлантикой. Перехватывали излучение британских РЛС, шифрованные радиосообщения и вели фотосъемку Фолклендских островов.
Есть даже предположение, что Генштаб Министерства обороны Советского Союза, получая данные о развитии событий на другом полушарии чуть ли не прямом эфире, делился этой информацией с Буэнос-Айресом. Мало того, СССР специально под фолклендский конфликт вывел в течение нескольких лет на орбиту множество спутников, интервал пролета которых над зоной конфликта был менее 20 минут.
Советская система морской космической разведки и целеуказания «Легенда», состоящая в основном из аппаратов серии «Космос», позволила даже предсказать время высадки британского десанта на оккупированные Аргентиной острова.
Аргентина до сих пор считает Фолкленды своими и даже называет архипелаг Мальвинским. Источник: en.wikipedia.org
Интерес в войне на другом конце земного шара со стороны Москвы был неслучаен.
Локальная стычка с участием крупной группировки кораблей потенциального противника не могла пройти мимо советского руководства. Тем более что воевать британцы собирались совсем не с банановой республикой, а с сильнейшей армией Южной Америки.
Англичан о пристальном наблюдении космической группировки Советского Союза оповещали партнеры-американцы. У США в Южной Атлантике работали спутники KH-9 Hexagon и KH-11 c новейшей системой цифровой передачи данных. В частности, в период прохождения над британской эскадрой советского спутника, британцы старались минимизировать работу в радиодиапазоне.
Британские фокусы
Аргентинские силы откровенно пренебрегали приемами радиоэлектронной борьбы и маскировки. Во многом из-за не самого передового технического оснащения, а в основном из-за собственной беспечности. В частности, трагически погибший крейсер General Belgrano никак не ограничивал работу своих РЛС и систем радиосвязи, чем значительно упростил собственное обнаружение и сопровождение.
Британцы были гораздо осторожнее и изощрённее.
Современные военные аналитики выделяют три основных тактических приема ведения радиоэлектронной борьбы английскими силами.
В первую очередь, корабли создавали маскирующие пассивные помехи для головок самонаведения ракет AM-39 Exoset. Как только локаторы обнаруживали приближающиеся противокорабельные ракеты, бортовые пусковые установки выстреливали неуправляемые ракеты, начиненные радиоотражателями.
Обычно на расстоянии 1–2 километра от атакуемого судна формировалось до четырех ложных целей из отражателей, срок жизни которых не превышал 6 минут. Главное, чтобы в это время не было шторма.
Материалы для изготовления отражателей использовали различные – алюминиевые полоски из фольги, стекловолоконные нити в алюминии, а также нейлоновые нити, покрытые серебром. Британцы настолько боялись атак самонаводящихся ракет, что даже приноровились на всякий случай выбрасывать отражатели с выхлопными газами через корабельные трубы.
Паника на Королевском флоте случилась после того, как 4 мая 1982 годы аргентинцы смертельно повредили французской противокорабельной ракетой эсминец типа 42 Sheffield водоизмещением 4100 тонн. Компания Plessey Aerospace, занимающаяся выпуском доплеровских радиоотражателей, в этой связи была вынуждена выполнять оборонные заказы круглые сутки.
Спасти Hermes
Британская пассивная радиоэлектронная ловушка впервые эффективно сработала в самый разгар конфликта 25 мая, когда под удар попал флагманский корабль оперативного соединения противолодочный авианосец типа Centauro Hermes R-12. На него вышли аргентинские Super Etendard (французского производства) из 2-й истребительно-штурмовой эскадрильи и с расстояния 45 км выпустили три AM-39 Exoset.
Кратковременное включение бортовых радаров самолетов противника первым обнаружил эсминец Exeter D-89. Подняли тревогу – до удара ракетами было не больше 6 минут.
Hermes и еще один авианосец Invincible экстренно подняли несколько вертолетов Lynx для постановки помех головкам самонаведения ракет. Корабли также сформировали вокруг несколько крупных облаков с дипольными отражателями.
В итоге одна ракета клюнула на приманку, отклонилась от цели и была уничтожена зенитной установкой Sea Wolf одного из судов. О судьбе остальных ракет истории разнятся.
По одной версии, обе они перенацелились на реквизированный у гражданских контейнеровоз Atlantic Conveyor, переоборудованный в авиатранспорт.
У судна не было шансов в этой скоротечной радиоэлектронной борьбе – как только Exoset потеряли из виду основные цели, они нашли себе самую крупную.
Неповоротливый контейнеровоз с вертолетами Chinook, Wessex и Lynx пытался встать кормой к направлению атаки, но не успел и получил сразу две ракеты.
От взрыва и последующего пожара погибли 12 членов экипажа, в том числе и командир судна. Эвакуировать с горящего транспорта успели 130 человек, а также один Chinook и Wessex.
Atlantic Conveyor горел и взрывался еще два дня, прежде чем уйти на дно с огромным количеством МТО и десятью вертолетами на борту.
По другой версии, авиатранспорт получил всего одну противокорабельную ракету, а последняя из тройки отклонилась от курса настолько, что упала в море после выработки топлива. Горький для британцев опыт противодействия современному оружию показал, что даже отклонившаяся от курса ракета представляет еще очень серьезную опасность.
Уловки против Exoset
В завершающей части конфликта британцы все больше усовершенствовали приемы борьбы с главной для себя угрозой – противокорабельными Exoset.
До сих пор нет точных данных о количестве использованных аргентинцами ракет, но запусков было вряд ли больше 10–15. Фактически англичанам повезло – у противника было немного этого дорогостоящего оружия, как и средств его доставки. Самолеты Super Etendard смогли осуществить всего шесть пусков ракет, из которых только три или четыре поразили цели.
Вторым по счету приемом противодействия ракетам стал срыв автосопровождения цели головкой самонаведения Exoset после захвата объекта. Атакуемый корабль в течение 2–4 минут создавал облако дипольных отражателей на удалении 2 км прямо по курсу полета ракеты. В итоге облако вместе с кораблем оказывалось в пределах строба головки самонаведения, ракета наводилась на обманку, а корабль выходил из него с противоракетным маневром.
Относительно успешно подобным образом выкрутился эсминец Glamorgan D-19, оказавшийся 12 июня 1982 года под ударом сразу четырех ракет Exoset. Дело было в прибрежном районе Порт-Стэнли, эсминец обстреливал засевших в порту аргентинцев и ракеты в ответ были выпущены с наземных установок. Три ракеты удалось обмануть указанным маневром, а четвертая пробила левый борт судна, срикошетировала в ангар, уничтожила вертолет Wessex и вызвала сильный пожар. На большую английскую удачу Exoset не взорвался. Тем не менее 13 членов экипажа эсминца погибли.
Последствия попадания ракеты Exoset в эсминец Glamorgan D-19. Источник: reddit.com
И, наконец, третьим по счету средством радиоэлектронной борьбы с противокорабельными ракетами стало совместное использование пассивных и активных помех на трассе полета.
Одновременно с выставлением дипольных отражателей корабль включал активные радиопомехи в режиме увода Exoset на облака отражателей.
Однако такое сопровождение было возможно только в случае атаки одиночной ракетой.
Насколько этот прием был действенным, история умалчивает.
Продолжение следует…
- Автор:
- Евгений Федоров