«Пусть чемпионат мира пройдет в Словакии! Нам эта головная боль не нужна». 5 вопросов эксперту о проблемах ЧМ-2021 по хоккею
Двукратный олимпийский чемпион Борис Майоров — о лишении Белоруссии права проводить ЧМ-2021 и проникновении политики в спорт.
1. Как вы относитесь к тому, что чемпионат мира у Белоруссии отобрали за четыре месяца до его начала?
— Такое решение выглядит безобразием, которое трудно спрогнозировать. Но при этом надо иметь в виду, что Рене Фазель — осторожный и опытный политик, руководящий хоккеем в мире уже больше четверти века. И за это время не было случая, чтобы он совершал необдуманные поступки.
Обстановка вокруг Белоруссии сейчас такая же, как бывает вокруг России, когда наша страна предпринимает какие-то шаги, очень не нравящиеся Западу. Поэтому Фазель оказался под большим давлением. Думаю, что против чемпионата в Минске особенно активно протестовали скандинавские страны и государства, соседствующие с ними. Насколько мне известно, на конгрессах ИИХФ Финляндия, Швеция, Норвегия с примыкающими к ним Данией и Голландией зачастую выступают сообща и предельно жестко. И вот сейчас такие жесткие меры были выдвинуты против Белоруссии.
И все же должны были сложиться просто невероятные пазлы, чтобы ИИХФ все же приняла столь суровое решение на своем Совете в прошлый понедельник. Не думаю, что оно далось легко. Мне лично до конца в это не верилось. Безусловно, на него повлияла и компания Škoda, пообещавшая перестать быть спонсором чемпионата мира, если он пройдет в Минске. Это заявление ставило под удар само проведение турнира.
По идее, решение о том, где состоится чемпионат мира (в том числе и решение о его отмене), должен принимать конгресс ИИХФ, как это всегда и происходило. Но собрать его экстренно в условиях пандемии сложно. Поэтому ответственность за решение взял на себя Совет, состоящий из пятнадцати человек.
2. Получается, что известный лозунг «Спорт не вне политики» в современном мире уже неактуален?
— Увы, это давным-давно уже не так. Я даже не скажу, что политика вторглась в спорт впервые, когда ВАДА подключилось к борьбе против России на фоне проблем с допингом. В этот момент ситуация просто обострилась.
На самом деле даже в мое время, в 60-е, нас в сборной СССР перед крупными турнирами всегда накачивали: «Надо выиграть, чтобы советский флаг поднялся выше всех, показать преимущества социалистического образа жизни». У канадцев, кстати, было то же самое. За океаном никогда не скрывали, что на льду идет соревнование двух общественных строев — капитализм против социализма. Наоборот, на этом постоянно заостряли внимание.
Другое дело, что раньше в мировом спорте было два лагеря. С одной стороны — СССР, Чехословакия, Польша, ГДР… С другой — США, Канада, страны Западной Европы. Каждый отстаивал свои интересы, и это ощущалось. А сейчас все сгладилось, такого принципиального противостояния, как прежде, уже нет.
3. Сейчас ИИХФ рассматривает три варианта: провести турнир только в Латвии либо частично в Риге, а частично — в Словакии или Дании. Какой из них вам кажется более предпочтительным?
— Найти за четыре месяца инфраструктуру, которая сможет провести столь масштабный спортивный форум, невероятно сложно. Поэтому логика сразу подсказывает, что искать резервный вариант надо в странах, где чемпионат мира проходил совсем недавно.
ЧМ-2019 был в Словакии, ЧМ-2018 — в Дании. Обратите внимание, что именно эти страны и фигурировали среди новых потенциальных хозяек турнира. По последним данным, словаки более активно готовы взяться за проведение ЧМ. Инфраструктура там готова, и она в отличном состоянии.
У Дании, как мне помнится, было много нареканий по поводу размещения и питания. Правда, не с нашей стороны, а от других сборных. Наша команда всегда селится самостоятельно, и готовят для нее отдельно. Условия у россиян в этом плане просто великолепные. Ну и потом Дания — очень уж дорогая страна, просто до невозможности! Что касается Латвии, я был на чемпионате мира, который прошел там пятнадцать лет назад. Тесновато. В одиночку латышам такой воз тянуть трудно.
Так что Словакия — лучший вариант. Думаю, что России претендовать на этот чемпионат вообще не стоит. В принципе, мы его можем провести. Но зачем нам это, если у нас в стране запланирован ЧМ-2023, до которого всего два года? Давайте спокойно подождем, сейчас нам эта головная боль не нужна.
4. Нужен ли вообще чемпионат мира, если его матчи пройдут без зрителей?
— Сколько зрителей будет допускаться на арену, зависит уже не столько от ИИХФ, сколько от местных властей. И это тоже больной вопрос для Международной федерации хоккея. Надо не просто отдать чемпионат какой-то определенной стране, а изучить — какая там обстановка с коронавирусом, какие предприняты меры для безопасности людей, сколько планируется зрителей на трибунах.
Тут все зависит от конкретных руководителей на местах. Вот, допустим, в Москве в конце января разрешили 50-процентную заполняемость арен. Это уже шаг вперед, ведь не везде так происходит.
Но проводить турнир надо обязательно! И тут дело даже не только в престиже хоккея. ИИХФ не может допустить, чтобы чемпионат мира не состоялся два года кряду. Если это произойдет, международная федерация окажется в очень тяжелой финансовой ситуации. Хоть работников своих распускай — им же зарплату платить будет нечем. К тому же в проведении чемпионата мира заинтересованы и национальные федерации хоккея, которые также зарабатывают деньги на этом турнире в зависимости от занятых на нем мест.
5. Нет ли опасений, что Запад по аналогии с Минском может устроить бойкот ЧМ-2023, который должен пройти в Санкт-Петербурге?
— Ситуация в мире такова, что всегда найдутся те, кто будет против. В спорте у нас главные враги сейчас англичане. Вспомните, как яростно они протестовали против проведения в России чемпионата мира-2018 по футболу, сколько грязи нас вылили. А потом сами же болельщики из Великобритании изумлялись — насколько действительность оказалась великолепной по сравнению с их ожиданиями.
Но я не думаю, что на хоккейном чемпионате мира у нас будут подобные проблемы. Пока я не вижу никаких препятствий для ЧМ-2023 в России. И напомню, что в этот год у нас в стране пройдут не только взрослый, но и молодежный чемпионат мира. Для этих форумов в Новосибирске, Омске и Санкт-Петербурге строятся новые дворцы. Подготовка идет с размахом, недавно все это еще раз было подтверждено на официальном уровне.
У Белоруссии все же другая ситуация. Тут все совпало — и пандемия, и демонстрации, и стычки с полицией на улицах, и давление конкретно на Лукашенко со стороны Запада…