Семь братьев Газдановых: что стало с героями песни «Журавли»
Село Дзуарикау до сих пор украшает памятник работы известного скульптора Сергея Санакоева, изображающий скорбящую мать и улетающих в небо журавлей. Стихотворение про журавлей однажды написал и Расул Гамзатов. И монумент, и стихи посвящены погибшим на войне солдатам, коими и были Магомет, Дзарахмат, Хаджисмел, Махарбек, Созрыко, Шамиль и Хасанбек Газдановы.
Старший Магомет
Супруги Газдановы, Тасо и Асахмат, проживали в селе Дзуарикау Северо-Осетинской АССР. Там же появились на свет и семеро их сыновей: Магомет, Дзарахмат, Хаджисмел, Махарбек, Созрыко, Шамиль и Хасанбек. Как писали Мария Гагиева, Михаил Газалов и Георгий Черчесов в издании «Женщины гор», жительницы села по-доброму завидовали Тасо. И действительно братья-погодки Газдановы славились на всю округу не только своей красотой и общительным нравом, но и трудолюбием. Самый старший, Магомет, был комсомольским вожаком и сел за рычаги первого трактора, появившегося в колхозе «Красный горец». Впоследствии Магомет Газданов стал лучшим трактористом в селе. Младшим Газдановым было на кого равняться.
Когда грянула Великая Отечественная война, именно Магомет первым ушел на фронт, тем самым показав пример своим братьям. По крайней мере так утверждали авторы книги «Немеркнущий подвиг: героизм советских воинов в годы Великой Отечественной войны», В. С. Шумихин, Н. В. Борисов и А. В. Марков. Если верить Т. Т. Березову и Т. Н. Кибизову, авторам издания «Нас водила молодость», Магомет Газданов, узнав о нападении фашистской Германии на Советский Союз, сказал братьям: «Большая сила идет на нашу землю, черная туча закрыла небо. В такой час каждый мужчина берет в руки оружие!». Неизвестно, произносил ли что-то подобное Магомет на самом деле, но все сыновья четы Газдановых действительно ушли на фронт.
Семь похоронок
Ни один из братьев Газдановых домой уже не вернулся. По словам Бориса Калоева и Зарифы Цаллаговой, авторов книги «Осетины», Махарбек, погиб, защищая Москву, Магомет и Хаджисмел, которые случайно встретились на фронте, вместе пали под Севастополем, Созрыко смерть нашла под Киевом, Дзарахмата – в Новороссийске, Хасанбек был убит при освобождении Белорусских земель. Из всех семерых братьев Газдановых до Берлина удалось добраться только Шамилю. В свое время он в погоне за мечтой о карьере военного окончил артиллерийское училище и стал кадровым офицером. Однако в боях за германскую столицу он был тяжело ранен и скончался, не дожив до Победы всего четырех дней.
Понятно, что потеря детей стала для Тасо и Асахмата Газдановых страшным ударом. Тасо скончалась, получив третью похоронку. Но Асахмат ненамного пережил жену. Как утверждает Владимир Мединский, автор книги «Война. Мифы СССР. 1939-1945», один из сыновей Газдановых успел перед уходом на фронт обзавестись собственной семьей. Асахмат держал на руках свою внучку, когда увидел, что к его дому направляются старейшины. Старик сразу понял, что через несколько минут он узнает о гибели последнего сына. Но похоронку Газданову-старшему так и не вручили: он скончался от сердечного приступа раньше, чем порог его дома переступили односельчане.
Памятник и стихи
Несмотря на то, что и сами супруги Газдановы и все их сыновья ушли из жизни, соотечественники никого из них не забыли. Если верить Н. В. Лоботиной, автору издания «Изобразительное искусство», именами героев были названы улицы в городе Орджоникидзе и селе Дзуарикау, а также школа, в которой когда учились Магомет, Дзарахмат, Хаджисмел, Махарбек, Созрыко, Шамиль и Хасанбек. В упомянутом учебном заведении, согласно старинному обычаю горцев, к одной из стен прикреплены семь черкесок, принадлежавших погибшим братьям. Кроме того в Дзуарикау установлен памятник, автором которого стал известный советский скульптор Сергей Санакоев. Памятник Газдановым представляет из себя фигуры скорбящей матери и журавлей, взмывающих в небо.
Как писало издание «Сельская новь» за 1981 год, на создание памятника Сергея Санакоева вдохновило стихотворение поэта Рамсула Гамзатова «Журавли», начинавшееся строками: «Мне кажется порою, что солдаты, с кровавых не пришедшие полей, не в землю нашу полегли когда-то, а превратились в белых журавлей». Впрочем, есть версия, что все было как раз наоборот: якобы это Гамзатов был так потрясен историей братьев Газдановых, что посвятил им «Журавлей».