Эдуард Петров видел материалы по делу Немцова
И они удивительны. По крайней мере о многих деталях я услышала впервые.
В субботнем выпуске Соловьев live вспоминали, сколько времени прошло с тех пор, как исполнитель решился назвать заказчика громких убийств в Хабаровском крае.
14 лет.
1 марта - очередная годовщина убийства Влада Листьева. Когда оно произошло?
26 лет назад. Заказчик не найден. А ведь случилось оно в святые 90-е. Во времена разгула демократии и тотальной свободы. Я отлично помню независимые суды под делу Димы Холодова (прокурор Ирина Алешина, оспорившая годами позже оправдательный приговор, ходила под охраной спецназа, главного свидетеля пришлось сразу спрятать по программе защиты), а также следственные бригады, стянутые в Москву со всей страны, для допросов редакции после публикации статьи про "Пашу-мерседеса". Удар кулаком по столу перед моим носом: "Я хочу знать правду!" мне не забыть никогда (1994-1995 гг).
6 лет назад случилась трагедия на мосту. Но сколько шума по поводу того, что имя заказчика так и не названо.
Эдуард Петров, автор программы "Честный детектив", поделился деталями, которые явно будут оспаривать те, кто заинтересован лишь в одной версии событий. Но вот то, что лично я услышала от него впервые.
Будучи молодым корреспондентом программы "Времечко" Эдуард Петров выезжал со съемочной группой на убийство Влада Листьева. То, что он увидел тогда, навсегда врезалось в память. Ответа, кто за этим стоял, нет до сих пор.
Кстати, по поводу гибели Владислава Листьева Эдуард деликатно заметил - ему кажется, что некоторые его коллеги знают, в чем была проблема, но не говорят. Когда он готовил фильм к очередной годовщине его поразило, что Александр Любимов, например, наотрез отказался давать комментарии в отличие от других своих коллег.
По делу Немцова Эдуард со своей группой "отработал" дом, где прятались убийцы. Они нашли там огромную коробку с сим-картами, блокноты, много разных мобильных телефонов. И видели деревья, в которых сохранились пули. То есть бригада киллеров тренировалась прямо во дворе деревушки в Одинцовском районе.
Следственную группу возглавлял тогда Игорь Краснов, нынешний генеральный прокурор. Эдуарду удалось познакомиться с материалами оперативной бригады. Он слышал записи допросов двух подозреваемых в убийстве. Оба порознь под камеру излагали схему того, как они вышли на Немцова. С их слов - они выслеживали людей, которые выходили из офиса "Эха Москвы". Они узнали Венедиктова и поняли, что он ходит с охраной, добраться до него им будет сложно. Также они называли Ксению Собчак, которую видели садящейся в машину.
И лишь Борис Немцов в тот день отпускает автомобиль, идет в ГУМ, проводит время с девушкой в кафе ("пьет чай-кофе-шампанское") и следует к мосту. Все это время группа убийц идет за ним.
Решение принималось на ходу. По камерам видеонаблюдения установлено - киллеры звонили тем, кто координировал их действия. И предложили заказчику этот вариант. Хотя жертвой мог стать и другой.
Соловьев уточнил, почему так выглядел список потенциальных жертв. Петров сказал - они объясняли, что "хотели убить врагов России". Бригада несколько дней находилась в районе Нового Арбата , что называется, пасла радиостанцию "Эхо Москвы", отслеживала кто входил-выходил из известных людей. Один из киллеров звонил, докладывал и согласовывал "кандидатуру". И в тот вечер всё сложилось для преступников как нельзя удачно - Немцов сразу отпустил машину, охраны нет, а на Васильевском спуске еще и не оказалось ни одного экипажа ДПС - была пересменка.
Киллеры идут к мосту, еще раз делают звонок. После этого всё и происходит.
Эдуард Петров считает, что решение было принято в режиме онлайн и произошло спонтанно.
Соловьев предположил, что эти люди могли считать - они делают благое дело, а манипулировать ими мог кто угодно. Задача была показать, что в России убивают противников власти. А киллеры реально были сильно настроены, по словам Эдуарда, именно против людей, выходивших из "Эха Москвы". Поэтому, например, украинка Дурицкая могла быть им не интересна.
Пойди пешком Венедиктов - может быть, расправились с ним. Пойди в ресторан без охраны Собчак - то же самое. По билингам звонков видно, что решение принималось в последние секунды, когда киллеры уже сами выходили на мост.
Звонки шли из-за границы с зашифрованных аппаратов. Установить, кто звонил конкретному убийце, который нажал на курок, не удается. Но ясно, по словам Петрова, что имела место в целом хорошо спланированная операция.
Киллеры не знали заказчиков. Они должны были позвонить, получить, какие-то деньги, как он понял...
- Значит, деньги все-такие были? Значит, не такие они идейные? - спросил Соловьев.
Да, деньги упоминались. Их выбрали для того, чтобы они убили известного человека в центре Москвы. И - создали информационный повод, что и требовалось заказчику.
ФСБ и Следственный комитет сработали очень быстро. Когда киллеров взяли, они были в шоке.
- И если бы это была "рука Кремля", я бы никогда всего этого не увидел и не услышал. Но я видел и следственные действия, и результаты работы. И самое главное, когда мы смотрели дом, где готовились киллеры, было ясно, какой была подготовка - люди отстреливали оружие, изучали карты Москвы. Огромное количество левых сим-карт и телефонов.
Преступление готовилось тщательно, в него были вложены деньги. Но если бы тем вечером Борис Немцов сел в машину, то остался бы цел. А группа работала бы в Москве до выполнения громкого заказного убийства. До этого момента они тренировались в Подмосковье примерно две недели.
- Очень много вокруг слухов-разговоров, - заключил Петров. - Но когда ты сам знакомишься с материалами уголовного дела, понимаешь, что жертвой мог быть другой человек.
И он искренне считает, что частично можно было рассекретить материалы дела ("Оно еще не закончено", - возразил Соловьев), чтобы стало ясно - целью мог быть любой другой. Просто этот вечер оказался фатальным для Немцова, ушедшим без охраны пешком.
- Мост оказался чистым, пустым для совершения преступления. И только после команды по телефону произошел выстрел... И придумывать здесь ничего не нужно. Есть факты. Есть показания. Недаром Венедиктов и Собчак тогда усилили охрану. И правильно сделали.