Интервью Дениса Бояринцева: сомнения в Промесе, проблема Бакаева, прогресс Карпина и таланты Слуцкого
Денис Романцов поговорил с футболистом, добывавшим медали с «Рубином» и «Спартаком».
- Что не так со «Спартаком»?
- Чем хорош «Ростов» Карпина?
- Как за полгода скакнуть из КФК в РПЛ?
- Почему Бердыев полтора года без работы?
«Рубин», Промес, Бакаев
— Кто больше всех впечатляет в «Рубине» Слуцкого?
— Хвича выделяется интересной техникой. В команде много хороших молодых игроков. Дениса Макарова я хорошо помню по «Нефтехимику», поскольку работал тогда в ФНЛ с «Текстильщиком». Самошникова знаю по «Торпедо» — очень перспективный футболист. У него большое будущее. «Рубин» неплохо смотрелся в конце 2020-го, и интересно будет посмотреть на команду после сборов.
— После 0:2 от «Динамо» Тедеско сказал: «Мы выглядели статистически сильнее. Удары, владение, отборы, xG — все в нашу пользу».
— Мне тоже понравился контроль мяча. Особенно, как «Спартак» выходит из обороны. Никакой суеты. Видно, что Тедеско начал перестраивать команду, но пока новая схема выглядит сыровато. Не заметно, что на сборах ее как следует отработали. Тренера может устраивать статистика, мы все за красивый футбол, но болельщики ждут побед, а не контроля мяча. Вылет из Кубка — это уже большой удар по амбициям «Спартака» на этот сезон.
— В конце прошлого года вы отмечали, что «Спартаку» не хватает креативного полузащитника. Промес решит эту проблему?
— Он добавит креатива, если заиграет с той же мотивацией, что и в 2014-м. С другой стороны, «Аякс» борется за первое место в Голландии, участвует в Лиге Европы и просто так не отпустил бы полезного игрока. В какой Куинси форме? В хорошем состоянии он, конечно, разнообразит атаку, но, честно говоря, есть сомнения, что он сохранил запал и кураж, который был несколько лет назад.
— Как вам другой голландец — Хендрикс?
— Ему пока сложновато. Продолжается период адаптации. Пока он яркого впечатления не произвел.
— Год назад Бакаев был главной надеждой «Спартака». Сейчас его уже продать готовы. Он еще поможет родному клубу?
— У него были яркие матчи, когда он играл активно, агрессивно, забивал, но для того чтобы закрепиться в топ-клубе, нужна стабильность. Ее Зелимхану не хватает. Тренер ему очень доверял, ставил после неудачных матчей, однако в «Спартаке» высокая конкуренция, поэтому любое доверие когда-то заканчивается. С появлением Промеса попасть в основной состав Бакаеву будет труднее.
Карпин, Зуев, «Тамбов»
— В «Спартаке» вы застали начало тренерской карьеры Карпина. Как он изменился спустя двенадцать лет?
— Однозначно — двинулся вперед. В 2009-м он очень старался, проводил с нами много теоретических занятий, но это был начальный этап. Сейчас он намного опытнее. Особенно его «Ростов» впечатлил в гостевой игре со «Спартаком», когда победил 1:0. Гости сыграли неожиданно агрессивно. Мне нравится, как современно выглядит команда Карпина в схеме 4-3-3. По ней не так просто играть в нашем чемпионате — нужен определенный подбор игроков.
— Один из ваших друзей в «Спартаке» — вратарь Алексей Зуев. Чем он сейчас занимается?
— Недавно стал тренером вратарей в московской «Родине». До этого работал в пляжном «Спартаке». Все у него нормально.
Мы давно дружим — в 2006 году после игры Лиги чемпионов с «Баварией» Леша по просьбе моей мамы взял майку у Кана. Мама всегда следила за футболом, и Оливер — знаковый для нее персонаж. Майка, кстати, до сих пор висит.
— То, с чем сейчас столкнулся «Тамбов», вы переживали в «Сатурне», «Шиннике» и «Жемчужине». Как такие истории сказываются на имидже РПЛ?
— В низших лигах эти ситуации сплошь и рядом, но, конечно, неприятно, когда такое происходит в премьер-лиге. В моей карьере труднее всего с деньгами было в «Сатурне». Играли по системе «весна-осень», и уже с июня у команды были финансовые проблемы. За счет опытных игроков удалось удержать «Сатурн» в премьер-лиге, но клуб все равно распался.
У «Тамбова» другая ситуация: многие опытные игроки ушли, но лига помогла, и чемпионат вроде бы доиграют. Такие истории заканчиваются не слишком радужно, но пожелаю «Тамбову» стать исключением. А то многовато команд у нас пропало.
Белов, Егорычев, Знарок
— Вы несколько лет работали в связке с Михаилом Беловым, который славится тем, что в низших лигах ставит атакующий комбинационный футбол.
— Научиться смотреть на игру как тренер, а не как футболист, постичь азы новой профессии — трудоемкий, многодневный процесс. В этом деле Белов мне очень помог: в дубле «Торпедо» и Новотроицке. Благодаря ему я приобрел бесценный опыт. Потом, когда начал трудиться самостоятельно, появились и свои взгляды на тренерскую работу.
— Полузащитник «Урала» Андрей Егорычев отмечал, что многому научился за полгода тренировок с вами и Беловым в «Носте». Чем вам запомнилось сотрудничество с Андреем?
— Это яркий момент в моей короткой тренерской карьере. Приятно взять молодого парня и дать ему трамплин. Егорычев был никем не востребован, и мы случайно заметили его в первенстве Воронежской области. Нам предлагали другого игрока, но Андрей оставил сильное впечатление, и мы пригласили его на просмотр в Новотроицк. К двадцати трем годам он еще толком не играл в профессиональных лигах, но я быстро понял, что скоро он заиграет в РПЛ. Перед уходом в ивановский «Текстильщик» я сказал ему: «Когда попадаешь в премьер-лигу — подари майку».
— А он?
— Не особо поверил мне, а потом мы встретились на кипрском сборе, куда он приехал уже игроком «Урала». Андрей вспомнил про обещание и вручил мне майку.
Это один из примеров, как должна строиться работа во второй лиге. Искать молодых ребят на любых уровнях и давать им шанс. Михаил Белов любит и умеет это делать. Но Егорычев и сам молодец, что так классно воспользовался предоставленной возможностью.
— Думаю, два-три молодых игрока «КАМАЗа», где мы работали в прошлом году, через полгода-год могут оказаться в премьер-лиге. В Набережных Челнах очень хорошо функционирует академия.
— В конце девяностых, когда вы играли в Новотроицке, ваши бутсы покрывались то красной, то зеленой пылью с соседнего завода. Какая ситуация спустя двадцать лет?
— Когда я играл, металлургический завод пыхтел на всю катушку. Бывало, что осадок выпадал на поле. Когда стал тренером, такого уже не было. Видимо, технологии поменялись.
— В «Носте» вас тренировал Валерий Знарок, отец хоккейного тренера. Как это было?
— Он прошел большую школу жизни и нас учил нас терпеть, трудиться через не могу. Ради будущих достижений. Это чем-то напоминало тренировки на выживание, показанные в «Легенде № 17». Мы много работали над физикой. Много бегали (в том числе по снегу) и занимались со штангой. Те нагрузки сейчас мало кто из молодежи потянет. Их и тогда не все выдерживали — кто-то даже собирал сумки и уезжал со сборов.
— Чем отличались методы испанского тренера по физподготовке Оскара Гарсии, с которым спустя десять лет работали в «Спартаке»?
— Появились аппаратура, исследования, распределение нагрузки, индивидуальный подход. Тренировочная нагрузка выстраивалась исходя из многих показателей — например, пульса. А в конце девяностых всех тренировали под одну гребенку.
Охота, авария, Бердыев
— Свое хобби — подводную охоту — не оставляете?
— Нет, конечно. Рыбалку я всю жизнь любил, а в 2009-м знакомый увлек меня и подводной охотой. Это отличный способ отвлечься, переключиться. И в Новотроицке, и в Иваново, и в Москве старался находить день-два, чтобы поплавать. Надеюсь, здоровье позволит еще долго этим заниматься.
— Что чувствовали, когда погрузились под воду в машине?
— Со стороны, наверно, выглядело очень эффектно, но паники у меня не было. В Казани в тот день была плохая дождливая погода, машину занесло, и я съехал в канал Булак. Ощущения, конечно, не из приятных, но, слава богу, все обошлось.
Через три дня после такой встряски мне удалось забить два мяча «Ростову». Они оказались первыми для меня в премьер-лиге.
— С бронзовым составом «Рубина»-2003 тоже вместе рыбачили?
— Не только в тот год. И раньше — в первой лиге — у нас собралась дружная компания. У родственника оператора «Рубина» был катер, так что мы выезжали рыбачить на Волгу. В футболе редко бывает, что коллектив настолько дружен — и в жизни, и на поле. Приятно вспомнить ту команду, то время. Мы были молодые, амбициозные, играли на кураже.
— Бердыев еще и стандарты вас учил исполнять?
— Не сказать, что учил. Просто еще в первой лиге Бердыев доверил мне львиную долю стандартов, хотя до него я их не исполнял. Видно, разглядел во мне подходящие качества. Потом в Казани появились и Калисто с Чижеком, они тоже здорово подавали.
В бронзовом сезоне мы много мячей забили с наигранных стандартов. Например, «Спартаку» — и дома, и в гостях. Но для успешности стандартов нужно не только мастерство игроков, но и тренерские идеи. В «Рубине» они исходили от Виталия Кафанова, который сейчас и в «Ростове» курирует то же направление.
— Почему Бердыев уже полтора года не тренирует?
— Думаю, ждет предложения, которое соответствовало бы его амбициям, благо они наверняка еще есть. У Курбана Бекиевича такая энергетика, что вряд ли он когда-то устает от футбола. Сомневаюсь, что он нуждался в столь долгом отдыхе после ухода из «Рубина». Не думаю, что пауза его радует.