Страхи России и Турции: Решится ли Пашинян или нет
Армения без турка, Никол — предатель, одновременно — спасибо за капитуляцию 9 ноября. Вот лозунги выступившей за демарш Генштаба ВС оппозиции. Владимиру Путину, помимо «17-и», благодарны и все армянские чиновники, сам премьер, президент, министр обороны и прочие. Каким будет финал трагикомедии? Единственным залогом относительной стабильности остается абсолютное большинство народа. Но это большинство, как и окружающий мир, не константны.
Как долго продлится политический вакуум в Ереване? Если верить геополитической методологии — недолго. Окружение примет решение скоро. Вакуум заполнится безотносительно армян целым букетом политических, военных и экономических инициатив, направленных против армян, поле чего Армения перестанет существовать на реальной карте. Будет введено прямое внешнее правление. В обоих трехсторонних заявлениях только ростки букета.
Итогом отклонения исторического вызова 2015 года стал 2020-й. Вызов 16 марта 2021-го, который армян вынуждают игнорировать инспирированием внутренней перманентной дестабилизации, возымеет еще более негативные последствия. Очевидно, что политический Ереван готов «смаковать» внедряемую извне нестабильность. В чем причина кажущейся безысходной ситуации? Слабая сопротивляемость режима Никола Пашиняна, собравшего вокруг себя негодную команду и двумя ногами оказавшегося в российской западне.
Вместо эзоповских речей об Искандерах ему следовало бы напрямую заявить: был технический запрет на их использование против турок. Надо было открыто рассказать об обстоятельствах Шуши: Владимир Путин настаивал на специальном анклавном статусе города, ставшего «издревле турецким» в результате геноцида 1920-го. На интервью Попова, отрицавшего план Лаврова, МИДу следовало ответить крайне отчетливо — ложь, господа стратегические союзники. Если есть сковывающие правительство обстоятельства, надо каким-то образом уведомить общество — все равно, рано или поздно о них станет известно.
Ответом на такую открытую игру стало бы то, что происходит сейчас. Как-то: угрозы нового поражения, озвученные в российской прессе и в официальных инстанциях [Лрагир, 1], заявление ГБ ВС, реалити-шоу на русско-армянских ереванских каналах и в формате 17-и, а в качестве вишенки — смятение президента. Разница была бы лишь в том, что пока еще молчаливое большинство народа в этом случае лучше представляло бы себе результаты происходящего.
Существование Армении vs существование России
Корни тянутся к реорганизации армии по стандартам и технологии НАТО, в сопровождении необходимых политических гарантий. Конвульсивное сопротивление Москвы абсолютно понятно. Для России это вопрос экзистенциональный. Иначе говоря — вопрос жизни и смерти.
Вопрос имеет тысячелетнюю историю [Лрагир, 2]. Дело не только в продаже оружия: отступив с Южного Кавказа (под арцахским Партавом/Бардой они сражались с армянами еще в 944-м), русским придется сразу же покинуть Северный Кавказ. Остальное развалится как домино. Возникнет также вопрос безопасности армянского населения в месте рождения международного слова «погром».
Существование Армении vs существование Турции
Уничтожение независимой и территориально обширной в 1920-м Армении было единственной возможностью существования России и Турции в их нынешнем виде. Европа в итоге также предпочла этот вариант — с перспективой противопоставить новую Турцию Советам. Нынешняя позиция Армении касается нарисованных на песке после 16 марта 2021 года границ Турции.
Напомним, что нынешняя конфигурация в основном была предложена Владимиром Лениным Мустафе Кемалю еще в 1919 году. В Московский договор 1921 года Россия добавила также Арарат и уступку Нахиджевана. В августе 1945 года посол Турции Сарпер напрямую сказал министру Молотову: «Почему вы сейчас требуете обратно? Мы, вроде, не особенно хотели эти земли».
Время решений
Легко было от имени Армении говорить о несуществующем Севрском договоре, обращаясь к несуществующему правительству султаната Осмали.
К сожалению, есть договор с истекающим сроком и вполне себе здоровые его подписанты — правительства РФ и Турции.
Должна ли быть представлена дорожная карта с требованием прекращения оккупации армянских земель? Скажем, модель разоружения и совместного владения. Нет? Ведь после этого Турция взорвется курдским пожаром. Ни в коем случае, сидите смирно. Вспомним, однако, игнорирование 2015-го и понесенную за это кару 2020-го. Игнорирование шанса 2021-го и неизбежная кара — вот оно, будущее.
Как мы убедились, как минимум две страны ставят свое существование в зависимость от Армении. Это, как мы отметили, следствие преступления 1921-го: за счет уничтожения Армении они уже прожили 100 лет. И какое они должны принять решение в преддефолтном состоянии политического Еревана, в условиях доходящей до идиотизма грызни? Ясно, какое — вопрос лишь в сроках.
А значит, времени не осталось. Позиция по всем этим вопросам, включая признание Арцаха, должна быть озвучена не исполнительной властью, а с трибуны парламента. Только реальная повестка в силах развеять как туман внутреннее напряжение. Все остальные комбинации пребывают в фейковом, нереальном пространстве. Сейчас именно это и происходит. О внешних выгодополучателях судите сами.
Встреча председателя Верховного совета СССР Брежнева и председателя Сената Турецкой республики Ургуплу в ходе 15-дневного визита последнего. Первый секретарь Хрущев заверил Ургуплу, что «дурацкие» территориальные требования Сталина больше не повторятся, а Москва построит крупных обогатительный комбинат в Искандеруне (Александрек, близ Муса-лера).