Пантеон вождей как храм смерти. Новая религия СССР
На сайте Главархива Москвы опубликованы материалы, связанные московскими архитектурными проектами, которые так и остались на бумаге.
Это касается самой высокой (275 метров) сталинской высотки в Зарядье. Его авторство принадлежало зодчему Дмитрию Чечулину. На возведенном к весне 1953 года стилобате восьмой высотки была сооружена гостиница «Россия». Каркас здания использовали при строительстве Центрального стадиона имени Ленина в Лужниках.
Строительство Дома колхозника на Каланчевской улице по проекту Алексея Щусева также не состоялось. Общая площадь здания с вестибюлем, обслуживающими и административными помещениями, сельскохозяйственной выставкой и оранжереей должна была составить около четырех тысяч квадратных метров.
…Сталин, ушедший из жизни в марте 1953 году, как известно, утащил за собой сотни людей, погибших во время толчеи в день его похорон. Его смерть едва не повлекла за собой уничтожение одного из прекраснейших зданий Москвы. После ухода из жизни вождя вышло правительственное постановление:
«В целях увековечения памяти великих вождей Владимира Ильича Ленина и Иосифа Виссарионовича Сталина, а также выдающихся деятелей, захороненных на Красной площади у Кремлевской стены, соорудить в Москве монументальное здание – Пантеон – памятник вечной славы великих людей Советской страны. По окончании сооружения Пантеона, перенести в него саркофаг с телами В.И. Ленина и И.В. Сталина, а также останки выдающихся деятелей Коммунистической партии и Советского государства, захороненных у Кремлевской стены, и открыть Пантеон для широких масс трудящихся».
Согласно генеральному плану реконструкции столицы, планировалось ни много, ни мало: расширить Красную площадь и снести ГУМ. На этом месте архитектор Николай Колли предлагал возвести Памятник вечной славы. К счастью, этот вариант был отклонен. Но не потому, что коммунистическим правителям стало жаль чудесное здание в стиле классицизма. В случае появления Пантеона правительственная трибуна на Пантеоне оказывалась бы напротив мавзолея. Колонне войск во время парадов пришлось бы проходить с равнением направо, а это не соответствовало установленному ритуалу.
Неутомимый Колли предложил построить Пантеон на месте Исторического музея, который тоже уходил бы в небытие. Возникли и другие места закладки усыпальницы: Манежная площадь, Лужники, Ленинские горы, Нескучный сад, Рублевское шоссе, Софийская набережная, парк Сокольники.
В конце концов, решили строить монументальное здание недалеко от Красной площади. По словам историка Николая Зеньковича, члены созданной комиссии президиума Академии архитектуры СССР для организации проектирования Пантеона поддержали «необходимость снова огромного числа строений в кварталах Китай-города, расположенных между улицами Куйбышева, 25 Октября, зданием ГУМА, площадью Дзержинского и Политехнического музея». С лица города могли исчезнуть десятки исторических зданий. И все это ради двух мертвых тел кровавых диктаторов и горстей пепла - подлинных героев и сомнительных личностей, извлеченных из Кремлевской стены! В который раз уже приходиться восклицать: «Варвары!».
Был проведен открытый конкурс на создание Пантеона, в котором участвовали известные архитекторы Иван Жолтовский, Борис Мезенцев, Аркадий Мордвинов, Михаил Посохин, Дмитрий Чечулин. Свою работу представила и дочь председателя Совета министров СССР Маленкова – Воля Георгиевна.
Стоит заметить, что конкурс не обошли вниманием и рядовые граждане, приславшие свои работы. Любопытно, что в некоторых было оставлено место для пока еще здравствующих представителей партии и правительства. Нашлось местечко и для Хрущева…
Давайте представим себе построенный Пантеон. И то, что в нем могло происходить…
Огромное мрачное здание с колоннами, под сводами которого беспрестанно звучат траурные мелодии и революционные песни. Безмолвные посетители двигаются по мраморному полу, переходя от гробов Ленина и Сталина к останкам большевиков Кирова, Калинина, Куйбышева, Крупской, маршала Шапошникова, писателя Горького, летчиков Чкалова, Расковой, Серова… В глазах посетителей благовейное почтение к мертвецам. На глазах многих блестят слезы. На лицах застыл страх, ибо здесь витает смерть.
Здесь звучат клятвы пионеров и комсомольцев, награждают героев, выступают старые большевики с рассказами об усопших. На большом экране демонстрируются документальные фильмы о тех, кто покоится в усыпальнице…
Если бы построили Пантеон, перестала ли быть кладбищем Красная площадь? Этот вопрос остался без ответа. Кремлевскую стену освободили бы от праха более трехсот человек. Но вряд ли стали бы трогать мавзолей, прошлое «жилище» Ленина и Сталина…
Пантеон, как известно, так и не построили. По свидетельству Зеньковича, к началу июня 1953 года счетно-проектная документация была передана в Госкомитет СССР по делам строительства. Последнее упоминание о Пантеоне датировано 11 июня – в тот день Колли представил справку об объемах всех существовавших в мире мавзолеях и пантеонах.
Почему была похоронена идея советской усыпальницы? Может быть, напугала стоимость проекта? Ведь в то время власти еще не отказались от идеи строительства Дворца Советов – гигантского здания, высотой в полкилометра с умопомрачительной скульптурой Ленина с воздетой в облака рукой.
Можно предположить и другое. В то время авторитет Сталина не то, чтобы пошатнулся. Он стал блекнуть, его имя начало исчезать со страниц газет. В конце июня 1953 года был арестован Лаврентий Берия. Не исключено, что именно он был одним из авторов идеи создания Пантеона. Теперь следовать предложению государственного преступника, коим объявили маршала, было как-то нелепо…
Вот и все. Напоследок стоит упомянуть слова поэта Александра Твардовского, записавшего в дневнике, что Пантеон «как будто канул в забвение среди насущных дел».