Наиль Магдеев: «Давайте будем смотреть на то, чтобы развивалась не только Казань!»
Депутаты Госсовета обсудили, лишат ли татарстанские моногорода федеральных денег
«На точку роста деньги жалеть нельзя! Где нужно строить в первую очередь? В Челнах!» — говорил сегодня мэр Челнов Наиль Магдеев во время выездного заседания комиссии Госсовета РТ. Обсуждая тему развития моногородов, он отметил, что Челны нуждаются в объектах культуры и спорта. При этом пока не ясно, сохранят ли Челны статус моногорода после грядущей реформы. О том, какова судьба у фонда развития моногородов и за что ругали Менделеевск, — в материале «БИЗНЕС Online».
«Нужно попытаться войти в последний вагон, чтобы реализовать наши планы»
Сейчас в перечень моногородов от Татарстана входит 7 моногородов, на которые приходятся более 1 млн жителей республики. Набережные Челны в первой категории — как город с наиболее сложным социально-экономическим положением. В эту категорию также вошел Зеленодольск. В категории со стабильной социально-экономической ситуацией оказался Нижнекамск, а Елабуга, Менделеевск, Камские Поляны и Чистополь попали в категорию тех, у кого «имеются риски ухудшения социально-экономического положения».
Эти горестные звания дали республике возможность просить деньги у фонда развития моногородов. И не без успеха: всего по этой линии удалось выбить в Москве 2,6 млрд рублей. Из наиболее крупных проектов — строительство и ремонт дорог в промышленной зоне Челнов, там же — создание индустриального парка «Развитие», промышленной площадки «Зеленодольск» и т. д.
Однако в декабре 2021 фонд развития моногородов будет ликвидирован и его полномочия передадут «ВЭБ.РФ». Под эту сурдинку в Москве готовятся пересмотреть и список населенных пунктов, все еще нуждающихся в поддержке. Как не остаться за бортом, сегодня и обсуждали на выездном заседании Госсовета РТ в автограде.
Но пока еще есть смысл побороться за последние рубли. Как рассказала замминистра экономики РТ Наталья Кондратова, сейчас фонд как раз принимает заявки. «В то же время условия софинансирования инвестиционным фондом моногородов немножко ужесточены, — отметила спикер. — Раньше это было привлечение один к одному, то есть 1 рубль фонда — 1 рубль инвестора. Сейчас это зависит от категории моногородов и варьируется от 1,5 до 6 рублей инвестором. В республике есть у нас заделы, очень много планов».
Она отметила, что есть активные заявки от Набережных Челнов — они хотят дорогу для Haier. Нижнекамск тоже, по ее словам, готовит заявку для умных машин. Их хотят успеть реализовать в 2021 году. Для этого в течение двух следующих месяцев заявки необходимо взять в обработку. «Также довольно много заявок на заемные средства. Очень активизировались в этом году моногорода», — рассказала Кондратова, приведя в качестве примера тот же Haier, которому на прошлой неделе выдали заем в размере 250 млн рублей.
«Неизвестно, что станет с „ВЭБом“ и какими будут условия софинансирования. Поэтому нам нужно попытаться войти в последний вагон, чтобы реализовать наши планы», — подытожила докладчица.
Новые критерии для моногородов: сохранит ли Татарстан свое представительство?
Замминистра напомнила и о других инструментах по повышению привлекательности моногородов на территории ТОСЭРа, который создается на 10 лет. Челны, напомним, стали первым моногородом в стране, который получил данный статус. Всего же за пять лет функционирования ТОСЭРов в республике привлечено 113 резидентов, что составляет 79% от 10-летнего плана минэкономразвития России. «По итогам I квартала 2021 года резидентами ТОСЭРа осуществлено около 26 миллиардов капитальных вложений, создано свыше 13 тысяч рабочих мест. Объем выручки составил почти 113 миллиардов рублей», — зачитала данные Кондратова.
При этом есть и недочеты. Так, например, по объемам выручки за пять лет удалось реализовать планы лишь на 16%: «Это обусловлено тем, что резиденты не вышли на свои максимальные мощности». Но и здесь ситуация постепенно выравнивается. Если сопоставить данные текущего года с аналогичным периодом прошлого, то темпы роста по объему капитальных вложений составляют 124%, по рабочим местам прирост произошел в 10 раз, по объему выручки в 1,5 раза — 12 млрд рублей.
Наибольший вклад в выполнение целевых показателей внесли Набережные Челны, Зеленодольск и Нижнекамск. Тогда как Чистопольскому и Менделеевскому районам «прилетело» от Кондратовой: «Менделеевский район — единственный из ТОСЭРов, где сейчас предоставляются льготы по страховым взносам. В текущем году району совместно с агентством инвестиционного развития необходимо усилить работу по привлечению резидентов на данную территорию». Кроме того, как отметила докладчик, району необходимо обратить внимание на качество направляемых заявок в адрес заинтересованных ведомств и министерств республики. Низкое качество приводит к затягиванию процесса согласования.
Наконец, как сообщила Кондратова, в ближайшее время будут изменены критерии отнесения моногородов к таковым. Точной информации о критериях нет, «она очень разная», отметила замминистра. «Те, кто не войдет в новый перечень, поддержку не получат. Информации пока очень много, но конкретики еще нет. Надеемся, что все наши города останутся в этом списке, потому что не все, что хотели, выполнено. Считаю, что поддержка в дальнейшем должна быть оказана».
Напомним, о планах по перетряске списка моногородов минэкономики РФ объявило этой весной. В ведомстве вычислили, что из 321 моногорода критериям монопрофильности соответствует лишь 190: 131 город за время действия программы фактически перестал быть монопрофильным — в 33 городах градообразующее предприятие оказалось ликвидировано, а остальные успешно диверсифицировали свою экономику. В число критериев оценки входили процент экономики, который приходится на градообразующую отрасль, а также общий уровень безработицы. На защиту интересов Татарстана встала депутат Госдумы РФ Альфия Когогина.
«Там, где вчера гулял ветер, сегодня дают возможность людям работать»
Председатель Госсовета РТ по экономике, инвестициям и предпринимательству Лутфулла Шафигуллин, выслушав доклад замминистра экономики добавил, что среди основных проблем в развитии инфраструктуры моногородов все регионы выделяют низкую инвестиционную привлекательность, сопряженную с недостаточным количеством инвестиционных площадок, обеспеченных транспортной и инженерной инфраструктурой. Отчитаться о том, как решили эту проблему в Набережных Челнах, он попросил мэра Наиля Магдеева.
Он подготовил получасовое выступление с презентацией. Магдеев в очередной раз с гордостью напомнил о том, что автоград — один из самых крупных моногородов страны, который традиционно занимает лидирующие позиции в республике по многим социально-экономическим показателям, обеспечивая комфортные условия как для жизни, так и для ведения бизнеса: «За последние пять лет основной показатель, характеризующий состояние экономики города, — это валовый территориальный продукт, он вырос на 33 процента. Объем отгруженной продукции за 2020 год составил 418 миллиардов рублей».
Мэр отметил, что, несмотря на трудности прошлого года, в городе наблюдается рост индекса промышленного производства на 101%. Экономический рост был достигнут за счет обрабатывающей промышленности, предприятий автомобилестроения, производств электрического оборудования, пищевых продуктов и напитков, производства металлических изделий: «Все это было положено в общую копилку пусть и небольшого, но экономического роста».
Отдельная ода благодарности была посвящена КАМАЗу. Его доля в объеме промышленности Челнов, озвучил данные Магдеев, составила 38%. «Наша главная задача, параллельно развивая КАМАЗ, осуществлять диверсификацию экономики города. Мы считаем, что это можно сделать через активную инвестиционную привлекательность. По итогам прошлого года объем инвестиций составил 50 с небольшим миллиардов».
Резиденты ТОСЭРа создали 8,7 тыс. рабочих мест: «Могу сказать, что за пять лет мы гордились статусом, работали, — отчитался Магдеев. — 38 заводов, там, где вчера гулял ветер, сегодня дают возможность людям работать».
В ходе своего доклада градоначальник подчеркнул, что сумма налоговых отчислений резидентов превышает сумму предоставленных преференций в 2 раза. «Это разговоры не о том, что их освободили от налогов и они ничего не платят. Платят! Да, ряд налогов не платят в течение трех лет — те же самые страховые взносы. Ряд еще есть определенных послаблений, но преференции получили 3 с небольшим миллиарда рублей, а заплатили 6 с лишним миллиардов, — высказался мэр. — Это ответ на вопрос, есть ли в ТОСЭРах толк? Если правильно пользоваться этим инструментом — и для государства есть толк, и для территории, и для людей. И трубный завод, современное производство, не связанное с автомобилестроением. И компания Haier — что завод холодильников, что завод стиральных машин. Всего этого не было».
Спикер считает, что запуск новых производств позволил в определенной мере уйти от монозависимости экономики города и значительно расширить ассортимент выпускаемой продукции. Кроме того, завтра, 3 июня, запустят еще один проект на 9 млрд рублей: строительство завода штампованных изделий. Будет выстроена социальная зона и построен умный завод по производству холодильников. «Дополнительно к этим 9 миллиардам вложенных инвестиций будет создана тысяча новых высокотехнологичных рабочих мест. Ведется активная работа по подготовке заявки в фонд развития моногородов на реконструкцию дорожной инфраструктуры по улице Haier, это промышленный парк Haier».
«Давайте будем смотреть на то, чтобы развивалась не только Казань!»
Пользуясь случаем, Магдеев предложил продлить льготы для резидентов ТОСЭРов в вопросе страховых взносов: «К сожалению, для резидентов ТОСЭРов, получивших статус по истечении трех лет действия, согласно федеральному законодательству, не предоставляются льготы на страховые взносы, а именно они сегодня являются ключевой поддержкой в реализации новых инвестиционных проектов. Напомним, что для ТОСЭРа города Набережные Челны эта дата отсечения наступила в январе 2019 года, — сказал он. — В целях поддержания динамики жизненно важного процесса диверсификации экономики города считаю необходимым настойчиво работать над продлением действия страховых льгот и для новых инвестиционных проектов до окончания срока действия ТОСЭРа».
Особо эмоционально градоначальник высказался на тему развития социальной инфраструктуры города. «У нас производства не ради производства. Качество жизни никто не отменял! Человек 8 часов работает, а остальное время он живет в городе. То, что мы сегодня строим школы и детские сады, — это не дань моде. Сейчас идет борьба за трудовые человеческие ресурсы. Какой город окажется наиболее благоприятным — туда люди и приедут».
Магдеев напомнил, что в 2020 году в «социалку» город вложил 15 млрд рублей. Но это не спасает ситуацию, считает глава, который сегодня словно выплеснул все накопившиеся претензии казанским коллегам: «Мы говорим, что Челны — точка роста. Давайте будем смотреть на то, чтобы развивалась не только Казань! На точку роста деньги жалеть нельзя. Где нужно строить в первую очередь? В Челнах! Надо смотреть не только промышленные парки, а всю инфраструктуру. Спортивных объектов нет, не хватает объектов культуры. У нас детские музыкальные школы расположены в левом или правом крыле школ. Разве это нормально?! — негодовал мэр. — Для того чтобы город дальше развивался — нам нужно укреплять социальную сферу. Без этого мы точно никуда не денемся. И никакие кадры не приедут в Челны, какие бы мы производства ни открывали. Сегодня люди смотрят на то, как они живут».
«То, что Наиль Гамбарович остановился на социально-культурной части развития города, считаю, это правильно, — поддержал его депутат госсовета Марат Галеев. — Сейчас мировая наука рассматривает культуру как фактор развития экономики». Что касается льгот для моногородов, то тут Галеев отметил, что на прошлой неделе Валентина Матвиенко в ходе своей рабочей поездки на Кузбасс поддержала продление страховых льгот для моногородов. Сейчас данный вопрос находится на рассмотрении правительства.
«Надо сказать, что Госдума уделяет этому вопросу большое внимание. Создан экспертный совет по устойчивому развитию моногородов, который возглавляет достопочтенная Альфия Гумаровна Когогина, — напомнил Шафигуллин. — С ней тоже надо работать. Она личность такая, что… Дай бог, Алла бирса».
В заключение заседания Шафигуллин поблагодарил Магдеева за теплый прием и пожелал успехов: «Чем мы можем помочь — поможем. Ведро, швабру в руки — помоем, приведем в порядок [город] для принятия товарища Мишустина завтра, — шутил депутат, чем вызвал улыбку на лице у всех собравшихся. — У вас предстоит большая работа. А мы чем можем — поможем. А те серьезные вопросы, которые вы сегодня подняли, — наша общая работа. Мы должны довести эти вопросы, и правительству необходимо задуматься об этом».