Статуя и кошки-копилки: Реквизит из советских фильмов, который появлялся в нескольких картинах
Задача любого реквизита на съемочной площадке — создать соответствующую атмосферу в кадре, будь то офис, богатый дом или комиссионный магазин. Иногда один и тот же предмет появляется в картинах противоположных жанров. 5-tv.ru узнал, какие предметы декора путешествовали из одной советской картины в другую, придавая эпизодам разные настроения.
Статуя «Персей и Пегас» — «Служебный роман», «Бриллиантовая рука» и «Ширли-мырли»
Реплика работы французского скульптора Эмиля Луи Пиколя знакома зрителям по многим фильмам. Пегас и Персей, которых многие воспринимали за скульптуру коня, появлялась в богатых домах, научных учреждениях и даже штабе белых офицеров.
Российским киноманам изделие в первую очередь знакомо по картине «Служебный роман», где его хотели подарить одному из сотрудников статистического бюро. Перенести фигуру на нужное место поручили товарищу Новосельцеву. Кстати, пот на лбу актера Андрея Мягкова — настоящий. Изделие весило целых 25 килограммов.
До того как появиться в картине Эльдара Рязанова, Персей и Пегас в 1950-м украсили собой немецкий особняк в фильме «Секретная миссия» режиссера Михаила Ромма. Позже скульптура попала в штаб белых в фильме «Пакет», 1965-го. Через несколько лет реквизит оказался в комиссионном магазине в ленте «Бриллиантовая рука». А в 1971-м Персей и Пегас вновь попали в окружение недругов, оказавшись атрибутом дома нацистского чиновника в сериале «17 мгновений весны». Одно из их последних появлений в кино выпало на 1995-й в картине Владимира Меньшова «Ширли-мырли».
Кошки-копилки — «Операция „Ы“», «Любовь и голуби» и «Не может быть»
Кошки-копилки изготовили специально для съемок фильма «Операция „Ы“». Там ими торгует Трус. Кроме того, он тренируется на них усыплять жертвы с помощью платка со снотворным. Но это далеко не единственное появление изделий в большом кино.
Одна из кошек появилась в фильме «Не может быть!» в 1975-м. Действие картины происходит в 30-е годы. В одном из эпизодов главный герой в исполнении Леонида Куравлева приходит в мещанскую квартиру, где на столике стоит знакомая зрителю кошачья фигурка. Она лучшим образом сочетается с бедной обстановкой жилища того времени, придавая ему свойственную той поре простоту.
В другой раз одну из кошек Гайдая можно увидеть в фильме «Ты — мне, я — тебе» 1976-го. Она украшает простенькую квартиру главного героя в исполнении того же Куравлева. Персонаж на самом деле не богат, но любит делать вид, что живет лучше остальных. Фигурка кошки резко контрастирует с бедной обстановкой квартиры главного героя, выдавая в нем желание казаться не тем, кто он есть на самом деле.
В последний раз гипсовая кошечка появилась в картине Владимира Меньшова «Любовь и голуби» в 1984-м. Ее можно заметить на печке в доме Василия Кузякина, сыгранного Александром Михайловым. Благодаря незамысловатому дизайну, изделие гармонирует с обстановкой деревенской избы.
Неизвестно, сколько кошек изначально изготовили для «Операции „Ы“». Но совершенно точно можно сказать, что до наших дней «дожила» как минимум одна из них. Сегодня она радует глаз посетителей музея «Мосфильма».
Лампа — «Служебный роман» и «Ночь над Чили»
Пластиковая бело-бирюзовая лампа минимум трижды появилась в советском кино. В 1977-м она стала частью интерьера комнат в двух совершенно разных фильмах. Одним из них была романтическая комедия Эльдара Рязанова «Служебный роман».
Как известно, сюжет крутится вокруг непростых отношений холодной и безэмоциональной женщины-директора в исполнении Алисы Фрейндлих и ее подчиненного в исполнении Андреем Мягковым. Лампа висела в квартире их коллеги, обеспеченного героя, который метит на высокую должность.
В том же году вышла драма «Ночь над Чили», о военном перевороте в стране и последовавших за ним репрессиях. Главный герой, Мануэль, работает архитектором и совсем не интересуется политикой, пока сам не становится жертвой диктаторского режима Пиночета. В одном из эпизодов Мануэля ловят и он оказывается в заточении. Позже Мануэля приводят к одному из начальников, в чьем кабинете висит пластиковая бело-бирюзовая лампа. На этот раз она освещает не дом в достатке, а рабочее место человека, повинного в смерти невиновных людей.
В 1979-м на экраны вышла драма Владимира Меньшова «Москва слезам не верит». Картина рассказывает о судьбе трех девушек, приехавших покорять столицу. В будущем они пойдут разными путями, но лучше всех в жизни устроится Катерина, сыгранная Верой Алентовой. Даже будучи матерью-одиночкой, ей удается дослужиться до директора предприятия. У нее на кухне висит пластиковая бело-бирюзовая лампа. На этот раз она освещает интерьеры простой советской семьи, состоящей из матери и дочки.
Плед — «Москва слезам не верит» и «Одиноким предоставляется общежитие»
Первое появление полосатого пледа состоялось в картине Владимира Меньшова «Москва слезам не верит» в 1980-м. В фильме, действие которого разворачивается в конце 70-х, он принадлежал москвичу Володе в исполнении Олега Табакова. Его герой женат, но изменяет супруге с героиней Веры Алентовой. Плед мы видим у него дома, куда Володя приводит любовницу, пока жена в отъезде.
В 1983-м свет увидела картина Самсона Самсонова «Одиноким предоставляется общежитие». Главная героиня, Вера, в исполнении Натальи Гундаревой, работает на текстильном комбинате, а живет в женском общежитии. В одном из эпизодов в спальне на несколько человек лежит и полосатый плед. Обстановка в комнате простая, а большинство вещей не обладают высокой материальной ценностью. Полосатый плед, недавно бывший частью интерьера жилища неверного мужа, на этот раз создает в кадре атмосферу душевной простоты и уюта.
Трамвай — «Место встречи изменить нельзя» и «Маргарита»
Сценаристы не привыкли ограничивать свое творчество эпохой, в которой они живут. Нередко кино уносит зрителей то в Средневековье, то Первую мировую. Бывает, что время действия фильма происходит всего 20 или 30 лет назад. Однако даже за это время мода и транспорт претерпевают значительные перемены. Кроме этого, меняется и городская среда со зданиями и артобъектами. Что-то появляется, что-то, наоборот, сносят.
Сериал «Место встречи изменить нельзя» вышел в 1979-м. Спустя три года состоялась премьера «Покровских ворот». И в 1987-м свет увидела картина «Холодное лето 53-го». Действие этих проектов разворачивается в период с 40-х до 50-х. Перед съемочной группой стояла задача показать середину XX века, не пропустив в кадр ничего чужеродного той эпохе: автомобиль или здание.
В некоторых случаях помогала магия кино — например, «наезд» камеры, чтобы зритель не успел заметить в кадре новодел. Но бывало, создателям приходилось идти на кардинальные шаги ради поддержания духа времени в фильме.
Во всех трех произведениях присутствует один и тот же трамвай под номером 2170. Из него герои Владимира Высоцкого и Владимира Конкина выволокли карманника во второй серии «Место встречи изменить нельзя». Эпизодом с этим транспортом начинается картина «Мастер и Маргарита» 1994-го с Анастасией Вертинской в главной роли. Киноманы в шутку считают этот раритет общественного транспорта полноценным актером отечественного кинематографа. А на телевидении даже выходила «биография» трамвая 2170.