Многомиллиардные «темы» для нищей России
Ни дня не проходит без какой-нибудь статистической сводки или духоподъёмного заявления высокопоставленного чиновника. Мол, под нашим чутким руководством Россия семимильными шагами идёт к процветанию. Вот и Владимир Путин на днях на заседании Совета по стратегическому развитию и национальным проектам порадовал: «Конечно, у нас экономика восстановилась практически до докризисного уровня, идёт дальнейшее развитие». А граждане всё беднее и беднее, и безработных всё больше. Они что там в Кремле — совсем от земли оторвались?
В чём-чём, а в наивности или неинформированности нынешнюю власть обвинять не стоит. В Кремле всё прекрасно обо всём знают. И обо всех. Надо просто внимательно читать кремлёвские стенограммы, расставлять в нужных местах запятые и акценты. И тогда, возможно, вместо скучного и занудного «заседания прозаседавшихся» вам привидится весьма затейливая пьеска. В духе Гоголя, а то и Гайдая. А может, и автора «Слова о полку Игореве» вспомните весьма к месту.
Итак, читаем текст по сайту kremlin.ru (сокращения, компоновка текста, акценты и комментарии наши. — А.Д.).
Зачин ведущего, то бишь В. Путина: «Не лепо ли ны бяшет, братие, начяти старыми словесы трудных повестий…» Стоп-стоп-стоп! Конечно же, не так на kremlin.ru, но по смыслу весьма похоже: «Предлагаю сегодня объективно оценить достигнутые результаты, посмотреть, что реально сделано, а где потребуются дополнительные ресурсы и решения, предметно обсудить наши планы и практические шаги на период до 2024 года».
Перевожу на русский устный, бандитско-петербургский (благодарности авторам известного сериала): «Надо, пацаны, перетереть по поводу тех баблосов, которые вам уже были отгружены. Не завелась ли у нас тут крыса? Тому, кто будет вести себя правильно, — бабок ещё подкинем под новые темы. Но надо бы вначале со старыми разобраться».
А многомиллиардных «тем», как известно, наворочено немало. Помимо даже стадионно-футбольных и олимпийских, о которых уже и вспоминать забыли. Под сурдинку президентских выборов на сотни миллиардов рублей были затеяны «нацпроекты», о непрозрачности и неэффективности которых много сказано и написано «Правдой», а Счётная палата РФ неоднократно указывала на их ущербность и невыполнимость. И что же, какова реакция высшей власти на «достигнутые результаты»? В. Путин: «Программа, которую мы реализуем, получила поддержку людей в ходе президентских выборов в 2018 году и потому должна быть, безусловно, выполнена, ожидания граждан оправданы». Ну то есть червь недоверия ко всем этим многомиллиардным прожектам Владимира Владимировича всё же гложет: «Меня опять терзают смутные сомнения… У Шпака — магнитофон, у посла — медальон…» («Иван Васильевич меняет профессию»).
По закону жанра тут должна бы последовать фраза: «Ты на что намекаешь? Я тебя спрашиваю: ты на что, царская морда, намекаешь?!» Она и следует, если верить стенограмме kremlin.ru. Но только не в стиле угрозы от Жоржа Милославского, а в виде целого набора железобетонных докладов приближённых к бюджету страны чиновников.
М. Мишустин, председатель правительства: «Уровень достижения показателей национальных проектов на июнь этого года на 10 процентов выше, чем в прошлом году. Из более чем 200 показателей достигнуто 80 процентов, а из свыше 1200 мероприятий выполнено практически 90 процентов. Как я Вам и докладывал, мы предприняли много усилий, чтобы перевести работу Правительства на проектное управление. Это было сделано не только в национальных проектах, но и в государственных программах. Работа по корректировке госпрограмм сейчас завершается».
Говоря по-русски, как завещали классики, это означает следующее: «Минхерц! Вот те крест, ничего не украли! Ну разве что самую малость для пропитания чад младых. Не корысти ради, а дабы усладить последние минуты пославшей мя жены» (благодарности авторам романов «Пётр Первый» и «12 стульев»).
Но самым «шустрым мальчишкой» (кто скажет, что это девочка, пусть первый бросит в меня камень! — спасибо авторам «12 стульев») оказался первый вице-премьер Марат Хуснуллин. Как известно, он самый главный по освоению многомиллиардных (а теперь уже и триллионных) «тем». После водворения в правительстве данного спеца слово «строительство» заиграло новыми гранями и смыслами. Выражения «закатать в асфальт» и «похоронить в бетоне» вдруг заискрились первоначальными значениями и коннотациями, которые были рождены на благословенном острове Сицилия.
Впрочем, свои новации Хуснуллин всё же внёс. Для него главное «закатать в асфальт» не врагов (коих у него, вероятно, совсем нет, даже среди прокуроров), а побольше бюджетных (то есть народных) денег. Оно и понятно: чем больше закатаешь, тем больше откатишь. М. Хуснуллин: «Кассовое исполнение— идём с опережением на 10 процентов, в физическом объёме асфальта уложили на три миллиона больше, или на шесть процентов, по аналогии с 2020 годом». Почему-то вспомнились московские стёжки-дорожки, которые укатывают новым асфальтом не реже одного раза в год. Перевыполнение плана, однако! Хуснуллин ведь как-никак из московской мэрии в федеральное правительство пришёл. Казанско-Московская школа!
В. Путин слегка приземляет возвышенные помыслы вице-премьера: «Нужно провести капитальный ремонт школ, прежде всего в сёлах, небольших населённых пунктах. Здесь также предстоит продолжить формирование современной среды для жизни, включая строительство, оборудование сельских клубов и так далее». Впрочем, эта небольшая ремарка не меняет дела: Путин в восторге от Хуснуллина. Ведь благодаря его кипучей энергии низкокачественные квадратные метры, себестоимость которых в Москве 35 тыс. руб. за метр (информация от официального собянинского телеканала «Москва-24»), удаётся продавать уже по 300 тысяч и более, в десять раз дороже! А с учётом ипотеки — то и того дороже! При этом 95 процентов жилых новостроек в Москве, как утверждает телеканал «Москва-24», сдаются с недоделками и браком, которые дольщики вынуждены исправлять за свой счёт (в среднем стоимость переделок новому квартиранту обходится в 300 тысяч рублей). И если такая ситуация с качеством вводимого жилья в Москве, то можно лишь догадываться, что под видом жилья подопечные Хуснуллина впаривают людям в регионах!
В. Путин М. Хуснуллину: «Ладно, хорошо. Спасибо большое».
Кстати, о школах. Впечатляющую информацию об их состоянии обнародовала вице-премьер Татьяна Голикова: «Мы обработали статистические данные по школам, нуждающимся в капитальном ремонте. В целом в капитальном ремонте в стране нуждаются семь тысяч зданий, это чуть более 10 процентов. Наибольшее количество таких школ в Северо-Кавказском и Дальневосточном округах». Вот бы где развернуться М. Хуснуллину! Но ему, видимо, «Заратустра не велит» (спасибо О. Бендеру за откровенность).
Но дело не только в ужасном состоянии школ — их даже таких не хватает, чтоб дети не учились в три смены. Т. Голикова: «Благодаря принимаемым мерам численность детей, обучающихся в третью смену, по итогам 2020 года снизилась на 20,6 [процента] и составила чуть больше 18 тысяч человек». Правительство признаёт: в суперсовременной России (как они её презентуют) 18 тысяч детей ходят в школу в третью, вечернюю смену! И всё для того, чтоб М. Хуснуллин и иже с ним на 6% перевыполняли план по закатке асфальта и застраивали страну жилищеподобными коробками-человейниками. Вместо строительства новых современных школ.
Из доклада Т. Голиковой (она, как и все прочие, занимается в основном самовосхвалениями) удаётся всё же выудить несколько значимых и впечатляющих фактов, никогда не попадающих в поле зрения федеральных СМИ, а тем более под правильным углом зрения.
Т. Голикова (в продолжение темы образования, молодёжи): «Ожидаем, что трудоустройство выпускников колледжей возрастёт с сегодняшних 60 до 85 процентов, а предприятия будут получать высококвалифицированных работников не через четыре года, как это сейчас, а уже через два года с начала обучения». Выходит, что 40% выпускников колледжей сразу становятся безработными, получив дипломы. Сейчас они учатся четыре года, но обучение хотят сократить до двух лет. И таким образом 16—18-летние юноши и девушки будут пополнять армию безработных на два года раньше. Это приведёт к росту безработицы среди молодых.
Т. Голикова: «С учётом запроса нашей молодёжи работать на себя рассчитываем, что реализация этого проекта позволит увеличить число самозанятых, а также работающих дистанционно, создаст дополнительные возможности заниматься творческой деятельностью». Речь идёт о «цифровизации». Однако на самом деле слово «самозанятый» — это эвфемизм слова «безработный». Как и «работающий на аутсорсинге». Не может у «самозанятого» и «аутсорсера» быть постоянного дохода. Редкие, случайные заработки? Да, это случается. Но для молодого человека невозможность устроиться на постоянное место работы, иметь уважаемого наставника в самом начале трудовой жизни — не просто драма, а трагедия, в том числе психологическая травма. И, по сути, надо говорить о том, что правительство (в лице Голиковой) планирует не снижать, а увеличивать безработицу среди молодёжи! Делается ставка на взращивание целого поколения «самозанятых». Вот вам и «социальное государство» по-российски! Не на словах — а на деле.
Бывший министр экономического развития, затем позиционировавшийся официальными СМИ как «стратегически мыслящий» экономист, а ныне первый вице-премьер Андрей Белоусов — также в восторге от всё возрастающего числа «самозанятых». В его докладе можно найти и конкретные цифры, относящиеся к теме.
А. Белоусов о «самозанятых»: «Их количество превысило 2 миллиона человек». Он также приводит цифру занятых в малом и среднем бизнесе (МСП): «По факту на конец 2020 года, с учётом самозанятых, мы имеем сейчас почти 23 миллиона человек, 22,95». То есть «самозанятых» (которых мы считаем почти что безработными) — аж 10% всех работающих в сфере СМП.
Вот ещё цифры от А. Белоусова, которые, по росстатовским данным, весьма непросто вычислить: «Кроме того, в стратегии, как уже было сказано, предусматривается развитие индивидуального предпринимательства и самозанятых, и к 2030 году там стоит цифра контрольная — чтобы 25 миллионов человек работали в такой форме организации труда. Но 25 миллионов — это одна треть, по крайней мере, по сегодняшним цифрам, 72 миллиона у нас трудоспособного населения, одна треть — 25 миллионов. А произойдёт определённое сокращение работы по найму».
Переведём сказанное Белоусовым на русский устный. Больше всех от пандемии пострадал малый и средний бизнес. Власти, вероятно, опасаются называть цифры. Потому что закрылись или обанкротились, видимо, большая часть таких предприятий. Основание для данного вывода у меня простое: до пандемии в московском метро было много рекламы таких предприятий, теперь её нет вообще. Не достаточно доказательно? Возможно. А вы дайте настоящие цифры количества банкротств и закрытий предприятий по стране. Почему не даёте такой статистики?
К чему же приведёт инициатива Белоусова? Фактически речь идёт о том, чтобы одну треть трудоспособного населения заставить жить под постоянным риском банкротства. Особенно актуально это звучит на фоне ещё не прекратившейся пандемии коронавируса. Причём, сколько она продлится, не знает никто. Тем не менее обозначенная Белоусовым и Голиковой стратегия на рост числа «самозанятых» (слово «людоедская», видимо, к ней применима) уже реализуется на практике. Хотя слово «стратегия» к подобным действиям не стоит применять. Ведь речь идёт фактически о позиции «пусть всё идёт как идёт и будь что будет».
Кстати, стоит напомнить, что цифра 25 миллионов звучала ещё в 2012 году, когда Путин обещал создать такое количество высокотехнологичных рабочих мест. Видимо, передумал.
Они ничего не хотят ни делать, ни менять. Железобетонно сидят в своих креслах, не сдвинешь! Ни в одном докладе высоколобых министров не прозвучали цели: нужно энергично создавать новые рабочие места, осваивать внутренний рынок для продукции отечественных предприятий. Пора всерьёз отвоёвывать свой рынок у производителей западного и восточного ширпотреба. Даже не заикнулся никто о таких стратегических целях!
Т. Голикова: «В результате к 2024 году в развитие спортивной инфраструктуры будет привлечено дополнительно 12 миллиардов рублей частных инвестиций, создана одна тысяча новых рабочих мест. Это повысит интерес к занятиям спортом и увеличит количество населения, ведущего здоровый образ жизни». Вам не смешно, уважаемый читатель? На фоне двух миллионов «самозанятых» они собираются создать аж 1 тысячу рабочих мест к 2024 году! Большое гран-мерси, как говорится! Нам и даром такого не нать.
М. Хуснуллин: «При этом развитие инфраструктуры в агломерации приведёт к перераспределению имеющихся трудовых ресурсов и дополнительному привлечению внешней рабочей силы». Ну то есть своих, россиян, мы отправим в «самозанятые» и «аутсорсеры». А вместо них наймём миллионы гастарбайтеров, которые будут нам строить человейники. Хороша же стратегия, нечего сказать!
Однако по части креатива и проработанности «идей» всех переплюнул всё тот же Белоусов — не зря же он профессор и прочая, прочая, прочая.
А. Белоусов: «Какие это проекты? Это создание беспилотных логистических транспортных коридоров для перевозки грузов. Первый такой коридор предполагается создать в рамках трассы М11 в направлении Москва — Санкт-Петербург уже до 2024 года. Это создание коридоров коммерческого автономного беспилотного судовождения, и первый такой маршрут — это Усть-Луга — Калининград. Это беспилотная доставка грузов в труднодоступные районы Арктики и Дальнего Востока».
Какая радость, какая приятность, гражданин начальник! (спасибо авторам «Мой друг Иван Лапшин»). После реализации вашего гениального проекта можно тысячи водителей-дальнобойщиков перевести в «самозанятые». Пущай самозанимаются таперича. А мы наш бюджетец посчитаем: на данный «проект» вместе с прочими «в 2022—2024 годах предполагается инвестировать 652 миллиарда рублей», сообщил господин Белоусов.
Логика его предельно ясна и понятна: на дальнобойщиках сотен миллиардов из бюджета не выбьешь. Чтоб вытрясти мошну клиента, нужны зажигательные идеи, о чём прекрасно знал Остап Бендер. Впрочем, «беспилотные логистические коридоры для перевозки грузов» — идея не менее выдающаяся, чем Нью-Васюки. Путину, во всяком случае, она понравилась. А это главное. В идее присутствуют любимые им слова: «Питер», «беспилотный». А ещё ему нравится словосочетание «искусственный интеллект».
Д. Чернышенко, вице-премьер (по инновациям): «Уважаемый Владимир Владимирович, по Вашему поручению мы разработали и утвердили 11 отраслевых стратегий цифровой трансформации и определили 97 показателей уровня использования цифровых технологий и сервисов, и новые инициативы в рамках стратегии учитывают все вопросы, включая искусственный интеллект, переход на российские решения, электронный документооборот. В частности, Правительство предлагает в этом году обеспечить всех граждан бесплатной электронной подписью, а уже в следующем предоставим юрлицам возможность просто и бесшумно подключаться к сервисам обмена документами и в личном кабинете на портале услуг».
Согласитесь, просто супертема, долгоиграющая и бесконечная! Наконец-то у всех секретарш больших и маленьких начальников на Руси — Маш и Тань — будет настоящий электронный документооборот! А от всяких назойливых звонков настойчивых граждан их будет охранять сеть цифровых роботов-автоответчиков. «Какая радость, какая приятность». И за всё это счастье придётся отдать всего-то несколько десятков миллиардов из бюджета! Какая мелочь! По сравнению с теми «деньжищами», что могли бы пойти на газификацию всех сёл и посёлков. Но не ушли. (Потому что, как известно, «денег нет, но вы держитесь».) Или на лечение всем несчастным детям, родители которых собирают деньги с помощью добрейшего газпромовского телеканала «НТВ» и других федеральных СМИ. Лишь одна минута рекламного времени «НТВ» телеканала стоит больше, чем все вместе взятые деньги, которые выпрашивают герои их слезоточивых «социальных» видеороликов.
Ну и на ремонт и строительство школ, понятно, денег тоже не хватит. Цифровизация, однако!
Цитировать героев названного заседания можно до бесконечности. Вспоминается Владимир Высоцкий с его песней «Нам ни к чему сюжеты и интриги». Слегка перефразировав поэта, можно сказать: «Открою kremlin на любой странице, / И не могу: читаю до конца…» Если читать внимательно, то очень и очень многое можно понять в том, что происходит вокруг. Смех сквозь слёзы!
Александр Дьяченко,
кандидат экономических наук