Ильсур Метшин: «Все есть для того, чтобы казанское школьное образование стало топовым в стране»
Молодые учителя просили мэра помочь с ипотекой, обучением у лучших и выделить Ратушу для бала
«Киньте клич, каких именно специалистов нужно приглашать, составите список, и уже в ноябре можно будет провести первый семинар. Наберите лучших, конечно, я Билла Гейтса и Илона Маска пока не привезу, но вас не должно это смущать», — говорил мэр Казани Ильсур Метшин на встрече с молодыми учителями, анонсируя проведение педагогического эквивалента Made in Kazan. Лучшие учителя получат гранты на обучение в лучших вузах мира, еще 100 молодых специалистов — бесплатные образовательные курсы от кембриджской Coursera. О том, как будущего градоначальника в школе держали в ежовых рукавицах его собственные педагоги и чем впечатлила мэра финская система обучения, — в материале «БИЗНЕС Online».
«Конечно, я Билла Гейтса и Илона Маска пока не привезу, но…»
«Радует тенденция, когда на учительскую скамью приходит молодежь — ежегодно у нас в школы идут почти 400 молодых педагогов. Мы хорошо помним, что были времена, когда в учителя не шли, а сейчас в Казани 31% педагогов — молодые учителя, до 35 лет, при этом в России в среднем они составляют 21-22 процентов», — говорил мэр Казани Ильсур Метшин на встрече с представителями городской ассоциации молодых педагогов в канун Дня учителя. В Национальной библиотеке РТ, где прошло мероприятие, градоначальник не только поздравлял работников образования, но и обсуждал с ними проблемы учителей, которые вылились по итогам встречи сразу в несколько судьбоносных решений.
«У каждого в течение жизни со словом учитель связано самое дорогое — после родителей и семьи. Вы заслуживаете, чтобы не только в октябре мы вас поздравляли. Для меня как для мэра и отца четверых детей очень важно, куда наши дети будут ходить в школу, важно качество нашего образования, какие самые лучшие традиции мы продолжаем и развиваем, — задавал он тон беседе. — Хотел бы от вас услышать, как вы видите нашу школу, какие тенденции вы хотели бы привнести, какие задачи поставить».
Задач набралось немало — самых разных. Так, первой взяла слово председатель ассоциации Эльвира Назипова. Она рассказала, что членами ассоциации являются все молодые учителя в возрасте до 35 лет — это всего 2,3 тыс. человек, из них 400 активистов. И обратилась с первой просьбой — разрешить проведение ежегодного учительского бала-маскарада в Казанской ратуше — старая площадка вмещает всего 10 пар, а желающих становится все больше.
«Если бы только такими решениями можно было бы победить [проблемы системы образования], я бы вам Ратушу навсегда отдал!» — ответил мэр.
Максим Николаев, замдиректора по воспитательной работе лицея № 121, поднял обратил внимание на большую разницу между образованием, которое дают вузы и реально необходимыми молодому учителю навыками. Он считает, что начинающему педагогу как никому другому нужны тренинги и возможность обучаться у лучших. «Чем возить по 100-200 человек в другие города, мне кажется, дешевле было бы возить спикеров к нам в Казань», — предложил он.
Метшин рассказал, что в свое время Минтимер Шаймиев отправил его в Сингапур на конференцию, где были спикеры со всего мира. «Знания, которые мы там получали, просто перепахали изнутри. Тогда родилась идея Made in Kazan, мы отбирали 800 казанцев-участников форума, каждый должен был ответить на один вопрос: „Как ты хочешь изменить Казань“. Сейчас сам не верю, но тогда все 800 ответов я читал», — вспомнил он. И предложил организовать аналог Made in Kazan, причем на постоянной основе — осенью и весной, в комбинированном формате.
«Киньте клич, каких именно специалистов нужно приглашать, составите список и уже в ноябре, если успеем, можно будет провести первый семинар. Благо, сейчас у нас есть отремонтированные площадки, главное совпасть с графиком специалистов, — сказал Метшин. — Наберите лучших, ставьте план. Конечно, я Билла Гейтса и Илона Маска не привезу — во всяком случае, пока. Но вас не должно это смущать — [предлагайте хоть] Оксфорд, Кембридж, Сингапур. Из СНГ яркие лидеры и эксперты должны быть, остальное — давайте онлайн».
Обучение в топовых вузах и поддержка с ипотекой
Директор Международной школы Казани Нияз Гафиятуллин рассказал, что ему, как обладателю гранта «Алгарыш», посчастливилось закончить магистратуру в Швейцарии. «Было бы хорошо в городе организовывать подобные грантовые проекты, давать учителям возможность обучаться, а вектор развития они смогли бы выбирать сами», — предложил он. По его словам, бюджет «Алгарыш» направлен в основном на аспирантов и молодых ученых, а учителей отбирают 5-6 человек на республику, и этого очень мало.
Метшин поддержал идею, уточнив, что обучение должно проходить только в топовых вузах, чтобы не было образовательного туризма, а «шарашкиных контор» и в Европе навалом. По его словам, необходимо составить четкие критерии отбора кандидатов, например, количество победителей олимпиад или выпускников, которые поступают в высшие учебные заведения мира. Они получат гранты на обучение в лучших российских и зарубежных учебных заведениях.
Вместе с тем глава города инициировал и проект для поддержки молодых учителей. Метшин предложил наградить 100 самых активных начинающих преподавателей сертификатами по 15 тысяч рублей на дополнительное обучение на образовательной платформе Coursera, где занятия проводят преподаватели ведущих вузов мира. И поручил ассоциации составить список кандидатов на обучение. «Только Нияза Мансуровича [Гафиятуллина] вычеркните из списка — его обучать — только вредить», — рассмеялся мэр.
Учитель физической культуры гимназии № 3 Энже Усманова сообщила, что приехала в Казань из Башкирии, долгое время жила на съемной квартире. «Сейчас получила коммерческую ипотеку, очень рада, но оплачивать нелегко. Под большой процент — 9,8, но я стараюсь. И для всех учителей, которые приезжают в Казань, встает вопрос жилья», — отметила она и поинтересовалась, есть ли возможность у города инициировать жилищную программу для молодых учителей.
Глава города пояснил, что этот вопрос требует детальной проработки. Однако он предложил уже сегодня рассмотреть изменения в условиях социальной ипотеки для учителей, в частности, вместо прописки в Казани учитывать стаж работы в городе. «Нужно изучить этот вопрос, с каждым годом участников социальной ипотеки становится больше. Мы обсудим новые условия с управлением жилищной политики, нашими коллегами из жилищного фонда республики, и я буду готов на уровне президента Татарстана выйти с этой инициативой», — заверил мэр. Также Метшин поручил детально разобрать и другие возможные меры поддержки для учителей, в частности предусмотреть скидки на посещение культурных и спортивных мероприятий.
«Не ждите, пока изменения придут из Москвы»
Модерировал мероприятие начальник управления образования исполкома Казани Ирек Ризванов, он рассказал, что система образования Казани насчитывает более 30 тыс. человек, более 8 тыс. из них — педагоги, 7,3 тыс. — школьные учителя. 11% педагоги до 25 лет. «Сложно представить, что еще 5-7 лет назад они сами являлись учениками, и мы, конечно, надеемся, что это те, кто не просто знают, но и чувствуют, что творится во внутреннем мире наших учащихся», — говорил он.
«Вы — молодая ассоциация, давайте поштурмим, внесите предложения. У вас глаз не зашоренный», — подхватил Метшин. И вспомнил свою поездку в Финляндию, куда отправился, когда узнал, что финская школа стала лучшей в мире. «Я решил узнать, почему она лучше, поехал туда и меня поразили две вещи: учителя никто не контролирует, а на входе все снимают обувь и ходят босиком. Как у нас в мечетях. Нет единой одежды, ничего не придерживаются, такое ощущение, что забыли дома одеться — кто в чем: в пижаме, в джинсах», — рассказывал мэр. Там ему рассказали, что лучшего учителя выбирают сначала дети: каждый пишет пять фамилий, из них уже идет окончательный отбор. А когда Метшин попросил познакомить его с лучшим учителем, его отвели… к Павлу Шмакову, который сейчас возглавляет в Казани школу «Солнце».
«По закону там никто не имеет права нарушать образовательный процесс и заходить на урок без разрешения учителя. Так что учитель вышел, я обратился к нему на английском, он говорит, да не надо, я на русском могу. Можете себе представить мое удивление — в лучшей школе мира лучший учитель родом из Казани!» — вспоминал мэр историю 13-летней давности. По его словам, тогда он попал на урок математики, при этом дети играли в шахматы. Шмаков объяснял это тем, что через это получает доверие в игровой форме, а потом уже начинает давать математику. «Там — в финской системе образования — тебе дают задачу, и ты в конце года показываешь результат. Никаких отчетов, никаких документов, которые писать надо… Не соглашайтесь с тем, что так было всегда. В недавнем выступлении Владимир Владимирович сказал, что надо покончить с отчетами, но не ждите, пока это придет из Москвы. Подумайте, поштурмите и мы готовы выступить с инициативой», — заверил он.
В ходе мероприятия Метшин вспомнил несколько историй, связанных со школой — и как ученик, и как градоначальник. Например, он рассказал, что несколько лет назад охват школьников горячим питанием был всего 37%. «У меня до сих пор перед глазами картинка: накрыто шесть столов, на столах сосиски, пюре, компот и ватрушка. А еще на девяти столах полстакана компота и ватрушка. Но когда ты молодой мэр — ты многих вопросов не знаешь, и показаться неосведомленным — некомильфо. Но я все-таки набрался смелости и спросил. Оказалось, что 3 рубля 60 копеек был городской бюджет на еду — его хватало на неполный стакан компота и булочку. А родители, которые могли платить, обеспечивали сосиски, пюре и так далее. Для меня это было шоком — как ребенку можно объяснить, что у его родителей нет денег на сосиску, а мы хотим иметь справедливое общество. Мы ввели доплату для тех, кто не имеет кормильца, для тех, кто в тяжелой ситуации и потихоньку начали кормить всех», — говорил мэр.
По его словам, его удивило, что в финской системе готовят не отличников-олимпиадников, а отстающих. Собирают классы из 3-4 детей, и все усилия педколлектива направлены на то, чтобы подтянуть их снизу до середины. «Это дорого, но финны тратят на это деньги — и в результате нет озлобленных детей, если они выявляют их, они выводят их на совершенно другой уровень, уделяют им внимание, социализируют. Нет деления — тебе полкомпота, а тебе сосиска», — рассуждал он.
«Эта дурацкая привычка записывать действия учителя на видео до добра не доведет»
Вспомнил Метшин и несколько историй из своей школьной жизни. Например, как его класс за 6 первых лет обучения сменил 11 классных руководителей. «У нас был такой веселый класс, можете себе представить? А потом меня поставили в этом классе ответственным за дисциплину… И все наладилось», — рассмеялся он.
Другая его классная руководительница в начале учебного года решила повоспитывать будущего мэра через учебники — тогда школа обновляла учебники примерно на 70%, так что 30% раздавали старых. «Она решила меня на место поставить 1 сентября — и раздала мне все старые учебники. Я даже слова не сказал. Но одноклассники видят, что у меня только старые учебники и по одному потихоньку поменяли — получилось, что у меня оказались все новые. Она говорит: „Ну-ка встал и вернул всем учебники!“ И я понимал, что со мной надо было так. Педагоги должны быть такими — и любящими, и строгими, и обнимающими, и держащими в ежовых рукавицах. И имеющие к каждому ребенку отдельный подход», — говорил мэр.
Градоначальник подчеркнул, что и в его семье отношение к учителям такое же, как и у его родителей: всегда учитель прав — в любой ситуации. «Уже потом, когда вырос, я узнал, что папа имел беседы и с классным руководителем, и с директором, отстаивая позицию сына. Но я об этом тогда не знал. И сейчас как многодетный отец я продолжаю придерживаться позиции, что учителя — это святая святых. Эта дурацкая привычка сегодняшняя записывать действия учителя на видео, затем выставлять, обсуждая учителей, до добра не доведет. Мы не должны это поощрять и поддерживать!» — считает мэр. «У нас одна цель — воспитание детей, вырастить их счастливыми здоровыми, развить таланты, подготовить их к жизни. Мы все в одной лодке, но если в этой лодке будет десять капитанов, и матросы не будут ни капитана, ни боцмана, ни штурмана уважать, у такой лодки никогда не будет попутного ветра», — говорит он.
Метшин рассказал, что стал мэром Нижнекамска в тяжелые времена — в 1998 году, учителям не платили по два месяца зарплату. «Кризис в стране — просто нечем платить. Но не было ни озлобленности, ни даже претензий не было. Я встречался с педагогическими коллективами — они всегда с пониманием, это святые люди. Вам мы доверяем своих детей, отдаем в ваши их руки — и не просто физически, отдаем вам их ум, мировоззрение, завтрашнее видение, — сказал мэр. — Сегодня все есть, чтобы казанское образование стало топовым в стране. Есть две разные профессии — врачей не беру, я сам мечтал быть хирургом — которые ни с чем не сравнить: это строители и учителя. Ты приходишь — грязь, ничего нет, два вагончика, а потом на глазах вырастает дом, детский садик, больница, школа… И ты вспоминаешь эти планерки, как этих строителей хотел тоже забетонировать вместе с фундаментом, потому что они вечно сроки срывают, а в итоге получается объект. И учителя — приходят детки, хлопают ресничками, ничего не умеют. А из них вырастают люди, которые меняют мир».