Нам вернуться сюда больше не суждено
Автор: Владимир К.
Здравствуйте мои драгоценные. Тема сегодняшнего опуса, малоизвестные в России события на окраинах СССР в 1990 году. Но это только в России. В той стране, о которой речь, эти события объявлены Днем всенародной скорби. 20 января 1990 года. Как бы день, когда кровожадные Советские военные, потеряв безвозвратно 29 человек, убили от 130 до 170 мирных бакинцев. Кто убил этих 29 пацанов? Ну точно же не мирные бакинцы. Пришлые какие видать. А давайте посмотрим на эти события глазами простого советского солдата тех времен? Ну это же тоже история, пусть не Карамзин, но зато изнутри.
Начнем с того, что национальные окраины, очень живенько отреагировали на облегчение режима конца 80-х годов. Это мы тут в Воронеже, да Обнинске думали про перестройку и свободу слова. А ребята на окраинах приняли это за свободу дела. И начали делать. Киргизы стали резать таджиков в Оше, азербайджанцы армян в Сумгаите, грузины абхазов, или наоборот. Да везде наоборот. А до кучи все они резали русских и евреев. Потому что национальное сознание. А государство СССР то, никто тогда еще не отменил. Была дружная многонациональная страна. 15 республик, 15 сестер.
Знаете, мне после этого было непонятно, почему после Сумгаитских событий февраля 1988 года, в Баку вообще остались армяне. Наверное верили, что есть власть, что русские как всегда встанут между, что прикроют, что обезопасят. Почему в Ереване оставались азербайджанцы, видимо верили в то же самое. Почему мой друг стоял у горисполкома Еревана во главе целого взвода солдат Внутренних войск МВД Советского Союза, и армянские женщины ногтями рвали лица русских пацанов. За что?
В июле 1989 года сформировался Народный фронт Азербайджана. Да они везде тогда, случайным образом, сформировались. Был даже Белорусский Народный Фронт. Тоже, боролись за историческую справедливость. Так вот НФА, на фоне возмущения карабахскими событиями, зачем то решили разломать границу с Ираном, сначала в Нахичеванской АССР, а опосля до самого Каспийского моря. И начали ломать. Имеются сведения даже о ультиматуме командиру погранотряда, на который он ответил достойно. И 31 декабря 1989 года тысячи азербайджанцев пересекли границу с Ираном, для братания со своими южными братьями-персами. Иранская пограничная жандармерия конечно была очень сильно против, но почему то не возражала. А вот 8км границы с Турцией не были нарушены. Может турки, все таки сказали, что на стихийные действия они ответят свинцом?
Это было торжество демократии. Или то была анархия? Вот не силен я ни тогда был, не теперь, в этих политических терминах. А тогдашний пенсионер союзного значения, будущий президент свободного от России Азербайджана, Гейдар Алиев следил за всем этим из Москвы. Он же был долгое время главным членом партии КПСС в Азербайджане, ну и так, по мелочи, генералом КГБ. Но потом понял, осознал, или перекрасился? Ну непонятно короче. В общем, сагитированные азербайджанцы стали рушить границу и строить великое будущее в котором нет границ. Ничего не напоминает? «До основанья, а затем….» Вперед мол, будущие шахиды! Нальем кровушки.
В начале января 1990 года 103 гвардейскую воздушно-десантную дивизию переподчинили Пограничным войскам КГБ СССР. Еще две МСД, по моему 75-ю и 48-ю, и 27 МСБ. Про них я мало знаю, кроме того, что там наверняка служили отличные ребята, поэтому только о 103 ВДД.
Числа вроде 10-го января, дивизию подняли по тревоге, и нашив на левый рукав бушлата «зеленую капусту» пацаны погрузились вместе с броней в 76-е Илы. Куда летим, не знали, из иллюминатора увидели факелы над морем, сопоставили время полета, и подумали, что до Персидского залива не успели бы. Сели ночью, утром выяснили, что это военный аэродром Насосный, к северу от Баку. Дней 5 проторчали на аэродроме, смотрели как плюхаются Илы и из них выходят ВВшники с матрасами и пластиковыми щитами, садятся в Уралы и куда то уезжают. Было очень обидно, что эти ребята идут туда где плохо, а мы с сидим тут, как ущербные.
Потом поехали, через Баку на юг. Как будто наш «полтинник» т.е. 350 полк, в Баку дурачки какие то обстреляли, те огрызнулись, и двинули дальше. Возле селения Кази-Магомед, на мосту через Куру, воздушно-десантную дивизию остановили местные жители, ну так на дорогу легли, коляски детские расставили, Камазы груженые ракушечником на мосту поставили. Разведрота снесла бы все это секунд за 40, но с мирными не воевали, съехали с дороги, расставили броню. Стояли дня три. Приезжали красивые толстые дяди, на Волгах с зелеными флажками, предлагали сложить оружие, обещали беспрепятственный путь назад. До сих пор не пойму, зачем им были нужны две сотни БМД. Так себе лимузин, трясет, и цвет не козырный по азербайджанской моде. С водой неважно было, не было воды там, вертолетами привозили.
На четвертую ночь навстречу шли другие десантники, то ли кировобадский 328 ПДП, то ли псковские, не знаю. Им было надо в Баку, и у них был приказ. Расслабленные ополченцы не успели лечь, как их поскидывали с моста. Камазы красиво горели, 103 дивизия проехала тоже без особых проблем.
На границу приехали утром. Восхитило, что местные жители сносили границу, как будто в колхозе работали. Не спеша, не обращая внимания на кучу вооруженных солдат с бронетехникой, начали залезать в бульдозеры и грейдеры. Как так и надо. Бульдозеры горят не так красиво как Камазы. Дальше разъехались по заставам, начали выходить на границу, начали задерживать нарушителей. Тут у меня как то спрашивали пограничники, как это по 200-300 нарушителей на заставу за ночь. А вот так, утром в подвал уже не влезали задержанные. Приходилось им потесниться. Естественно 99% задержанных были азербайджанцами. Туда они тащили рис, хлеб и алюминиевую посуду. Оттуда кассеты, сигареты, косметику и презервативы. Наверное, чтобы впредь не размножаться.
Конечно, со временем поток уменьшился, но точку в этом деле поставили совсем не военные меры. Просто в 30 км зону перестали завозить продукты, и через дня три, на заставы, местные жители стали привозить жутко избитых односельчан-контрабандистов. Потому что из презервативов плов не сваришь. Настоящих сельских азербайджанцев я вспоминаю с большой теплотой. Обычные люди, которые привыкли жить трудом. Пахали землю на каких то быках, возили чего то на каких то верблюдах, стригли каких то баранов. Простые и даже наивные какие то.
Как то на выезде командир решил купить воды в придорожной чайхане, но быстро вышел оттуда, а за ним человек 15 местных. Мы напряглись, но выяснилось, что люди увидели Большого Начальника, у него на плечах было аж 8 звезд, 4 на одном, и 4 на другом. Они хотели вообще узнать, что вообще происходит в стране и мире. После непродолжительной политинформации, я ел самый лучший плов в жизни. Многое нам там было непонятно, как в другую страну попали, не было в ходу мелочи, сдачи с рубля не давали. Но ведь отсутствие сдачи, это проблема продавца же. Мне как то предложили три тысячи рублей за автомат, я заявил, что это унизительно мало за такое грозное оружие, и персонаж с грустью сказал, что больше дать не может, у него аж три сына, и каждому надо скопить денег на башлык(аналог калыма). Смешно.
Знаете, хорошо вспоминать хорошее. Есть несколько моментов, за которые, я надеюсь и меня там вспоминают добрым словом. Было и другое. Но процентное отношение хороших и умных людей, к плохим и глупым, одинаково во всех народах. Хорошие там жили землей, качали нефть, работали на заводах. А другие убивали, грабили и рвались к власти. Сейчас в Баку есть аллея шахидов. Она построена в честь жертв тогдашних событий. Нет там места для 29 пацанов которых там тоже убили.
И мне нравится думать о том, что три с половиной месяца проведенных там, были не зря. Иногда было страшно, иногда нечего есть, нечего пить, в горах трудно дышать, в долинах жарко в бронежилете. Но это было не зря. Какой то кусочек гадины и я помог раздавить.
P.S. В названии строчка из песни "Каскада""Мы уходим".