«Слав, не обижайся, но ты не пройдешь»: что говорили Вячеславу Ращупкину об участии в выборах в Заксоб
О подсчете голосов
Урал56.Ру: — Недавно вы приехали из Домбаровского района. Получается, вы там следили за подсчетом?
Вячеслав Ращупкин: — Это наверное нельзя назвать «следили за подсчетом», потому что считали на участках, а мы были в самом ТИКе. Получается, мы видели, что приносили результаты, как консультировали комиссии и какие-то выявляли цифры. И это навевало грусть на итоговый результат...
Урал56.Ру: — То есть все проходило не совсем честно?
Вячеслав Ращупкин: — Не могу сказать, честно или нечестно, зная, что все равно люди получали установку, что должен был победить совсем другой человек, что людей нацеливали на помощь ему. Вся команда администрации Советского района, города Орска и Домбаровского района была заинтересована в победе конкретного кандидата. В этом районе около 700 голосов была разница с конкурентом, я не могу сказать сейчас точно до голоса. Но именно благодаря активности наших наблюдателей, жителей города Орска и Советского района этим планам не суждено было осуществиться.
О нарушениях во время голосования
Урал56.Ру: — Очень много нарушений было в Советском районе. О многом нам сообщали даже вы.
Вячеслав Ращупкин: — Нарушений было много. Часть носила, не неформальный характер, а само отношение к выборам — «это такая процедура, неважная». Часть участка была даже не принята. У каждого участка должен быть протокол о принятии участка, где стоят подписи комиссии, что участок принят и готов к работе. Были участки, где не было кабинок, а люди голосовали на столе — стоял руководитель и смотрел, как люди голосуют. Наблюдатель его прогоняла — «Вы не имеете права смотреть». Когда он смотрели, голосовали, скажем так, как надо. Мы добились того, чтобы кабинки были, поставили. Голосование на дому, скажем так, было поставлено под жесткий контроль. Оказывалось, что на дому не 100 человек хочет проголосовать, допустим, на 2 часа 18 сентября, а всего 3. Хотя до этого заявляли, что тут уже больше 100 заявлений.
Урал56.Ру: — Некоторые бланки даже одной рукой были заполнены.
Вячеслав Ращупкин: — Да, и это мы фиксировали, что были заполнены одной рукой. Выявили, что заявление заполнял не человек, который хотел проголосовать, а соцработник. То есть они сами признали, что эти заявления были написаны не заявителем. Подпись стоит, хотя в заявлении должна стоять подпись того человека, который изъявил желание голосовать на дому, вне помещения. Мы настаиваем на том, что эти заявления собирались неправильно, потому что в законе четко обговорено, что заявления можно подать за 10 дней до начала выборов и за 6 часов до их окончания. И эти заявления принимает участковая избирательная комиссия. Да, эта информация может быть передана через третьих лиц, но никак не передаваться территориальными комиссиями пачками. ТИК не может быть третьим лицом. Сотрудник ТИКа может быть третьим лицом, но он не может собирать эти заявления.
А был ли подкуп?
Урал56.Ру: — Сталкивались ли вы со случаями подкупа?
Вячеслав Ращупкин: — Подкупа? Нет... Я лично не знаю. Конечно, были вопросы к проведению лотереи. Называли это викториной. Но что это за викторина, за участие в которой по результатам розыгрыша ты получаешь какой-то приз денежный? Да, может быть где-то достаточно жестко разговаривали с ними и выпроваживали их за пределы участка, потому что были письма, в которых было прописано, что они должны это все проводить на расстоянии 50 м от входа на территории избирательного участка. Они же сидели на эвакуационных выходах, перегораживая проход. То есть в этом смысле были нарушения. Мы, зная о том, что лотереи раздавались, когда была агитация, опять же, зная за кого, мы этому противились, говорили, что так делать нельзя. Полиция, кстати, соглашалась с этим и проводила этих товарищей на нужное расстояние.
Урал56.Ру: — Это какие-то единичные случаи?
Вячеслав Ращупкин: — Нет, это носило массовых характер. Почти на каждом участке такая лотерея проводилась. Но, думаю, что к работе наблюдателя можно по-разному относиться, но именно такая работа наблюдателей и не позволила результаты выборов изменить привычным для всех способом. Координировал действия наблюдателей Александр Белошенко.
О планах на будущее
Урал56.Ру: — Какие у вас дальнейшие планы?
Вячеслав Ращупкин: — Принести пользу жителям города Орска, родному городу. Вы знаете, когда разговаривал с избирателями «вот депутат этот хороший, ты зачем туда полез, не знаешь проблем нашего района»... Ну, хорошо, у вас такое мнение, что он хороший депутат. А почему вы считаете, он хороший депутат? «Вот, он дарил подарки пенсионерам, приезжал на праздники, нас поздравлял». Вот я бы не хотел быть таким депутатом, про которого бы говорили, что он хороший, потому что он нам, не знаю, купил торт, дал пирожки на День медика, на День учителя торт привез и еще чего-то. Вот таким депутатом я бы точно не хотел быть. Ну и депутатом, упоминанием чьей фамилии связано с какими-то скандалами, тоже не хотел бы стать.
Урал56.Ру: — Вы о ком-то конкретном?
Вячеслав Ращупкин: — Да так обо всех нас депутатах говорят.
Какие у депутата задачи и какие проблемы надо решать
Вячеслав Ращупкин напомнил и об основных задачах депутатов.
Вячеслав Ращупкин: — Наша главная задача — контролировать работу исполнительной власти. Для этого нас люди и выбрали. Не в объятиях расстилаться с администрацией, понимать, что администрации тяжело и трудно, нет, а контролировать. Те средства, которые есть в городском бюджете, чтобы шли именно на то, чтобы жизнь в городе становилась лучше. Посмотрите, мы много говорим о комфортной среде, а у входа в школу вот такая вот лужа! Где-то дерево не обрезано, где-то тротуар недоделан. Перекопали что-то и забывали асфальт там восстановить. Вот таких жалоб на встрече с жителями было очень много. Люди не требуют звездочку с неба достать, они не требуют какой-то смены власти, разворота на 180, на 200 градусов. Нет. Сделайте, как положено. Выполняйте те правила и законы, которые вы сами наверху и придумали. Ни больше, ни меньше. А то получается, что законы у нас придумывают для одной категории граждан, а нарушать их можно другой категории граждан.
Урал56.Ру: — В общем, нужно решать очевидные проблемы...
Вячеслав Ращупкин: — Конечно. Люди все понимают, что часть проблем не решишь сразу, что это зависит от центра федерального. Но вы хотя бы о них говорите. Вот, я не перестаю говорить о том, что у нас как решается проблема второй смены в школах в Орске. Мы ждем, что у нас учеников уменьшится в городе. Президент говорить строить школы, а мы ждем, что учеников станет меньше. Детские сады, вот, у меня на округе в Старом городе, огромная потребность в детском саде. А жителям Старого города говорят «А вы возите их на вокзал или в Новый город. Там же есть места». Ну, хорошо, согласен, но для этого у нас должен работать транспорт, а у нас проблемы с транспортом, да? Чтобы отвезти ребенка в садик к 8 часам утра из Старого города в Новый город, нужно ребенка разбудить в 6 часов, да? Это так, получается, мы заботимся о здоровье малыша, о здоровье мамы самой, а потом еще на работу ведь идти, правильно? Насколько раньше она должна вставать? Даже если на час, это каждый день. В течение недели, да, 5 дней? Это усталость копится, все равно рано или поздно организм даст сбой. И при этом опять мы говорим, что мы все делаем для человека. Или мы открываем ФАПы в населенных пунктах, а на Биофабрике, где живет полторы тысячи жителей, закрываем. Ну как это?
О проблеме вторых смен в Орске
Урал56.Ру: — А можно ли вообще как-то решить проблему вторых смен в городе?
Вячеслав Ращупкин: — Можно. Надо строить современные школы, новые. И не одну. Нам говорят, что надо школы построить, там, на 1000, на 1500 человек, а меня удивляет, почему это Орску надо на 1500 строить, а в Москве школы строят на 500, на 700 человек. Почему? Казалось бы, в Москве надо строить огромные школы, но нет. Не должно больше 100-500 человек в школе учиться. Даже в одном корпусе. Пусть корпусов будет много, пусть директор будет один, а школ будет много. Также, как и про детский сад нам говорят, что в городе Орске теперь надо строить садики на 300 деток. А в Оренбурге на 80 строят. А чем Орск хуже?
Вячеслав Ращупкин
«Если человек, имея власть, не употребляет ее на благо народа и страны, то он преступник»
Вячеслав Ращупкин: — Недавно разговаривали с Олегом Викторовичем Скомороховым. Прочитал или услышал изречение Ломоносова «Если человек, имея власть, не употребляет ее на благо народа и страны, то он преступник». Вот я полностью согласен. Если ты имеешь возможность помочь, да это и твоя работа, ты не можешь этого не делать, то ты преступник. Чиновник для народа, а не народ для чиновника. Кстати, недавно, до выборов, прочитал интервью и.о. главы города Оренбурга, где он сказал про короны чиновников, это же не я сказал? Это сказал человек, который внутри этой системы находится. И он это видит, и это реально проблема.
Как будут решать вопрос с выявленными на выборах нарушениями
Урал56.Ру: — Вернемся к теме выборов. Все ли нарушения выявили и как будут разбираться с этим вопросом?
Вячеслав Ращупкин: — Еще мы не анализировали, у нас сейчас просто все выдыхают. Все довольны результатом. Мы обязательно будет все нарушения систематизировать. Все жалобы, которые были написаны, будут подвергаться анализу и направляться в соответствующие органы заявления, потому что, к сожалению, пока кого-то не привлекут к ответственности, наверное желание влиять на ход выборов ни у кого не пропадет.
Кому нельзя присутствовать на выборах, чтобы они прошли честно?
Депутат поделился мнением о том, кто должен присутствовать на выборах, чтобы их можно было назвать честными.
Вячеслав Ращупкин: — Чтобы выборы были честными, председателем ТИК не должен быть заместитель или руководитель какого-то района. Учителя если и привлекаются, то у них должна быть гарантия какой-то неприкосновенности, чтобы их никто вообще не трогал. Звонок сверху, вмешательство в выборы? Человек, который позвонил, все, должен привлекаться. Либо должны полностью быть комиссии из людей, не имеющих ни к власти, ни к образованию никакого отношения.
Урал56.Ру: — Чтобы они не были заинтересованы?
Вячеслав Ращупкин: — Чтобы не было способа давления на этих людей. Ведь директора новые почему это делали? Из-за страха. Из-за страха быть уволенными, из-за желания быть начальнику угодными. Сейчас, что бы люди не говорили, это на самом деле так, и все это прекрасно понимают. И та ситуация, которая сложилась со 102 садиком, это ведь не на пустом месте. Ну не могут люди по собственной инициативе составлять таблички, составлять планы по делам, которые к ним не имеют никакого отношения.
Благодарность людям
Конечно, Ращупкин поблагодарил жителей Орска, а также поделился, что в его победу никто не верил.
Вячеслав Ращупкин: — Хотел еще раз поблагодарить все жителей Орска, которые участвовали в выборах, мы и сами не до конца даю себе оценку того, что случилось. А случилось то, что люди сделали свой выбор. Реально. Вот то, что они пошли 19 числа и массовый был приход, он позволил получить тот результат, который получился. До выборов, помните, всегда говорили, что ни на что наш голос не влияет? Уж вы то не хуже меня знаете, что на меня ставку не то что не делали, а говорили: «По нему катком проедутся», «Ну не выиграет Ращупкин!». Это говорили все. И понятно, что власть себя будет защищать, она ресурс административный будет использовать. Но и это им не помогло, потому что люди просто пошли и стали голосовать. Я им за это признателен и благодарен. Единственнный, кто мне помогал, верил в мою победу и помог ей случиться — это бывший директор лицея №1 Сагындык Узакбаев.
Как скандалы пошли на благо, кто даже не поздравил с победой и «Слав, не обижайся, но ты не пройдешь»
Сами же скандалы на избирательных участках, по мнению депутата, если и повлияли на результат голосования, то только в плюс.
Вячеслав Ращупкин: — Представьте, у нас по Орску коммунисты дали лучший результат, чем по всей России. Звонили и говорили, что от «Справедливой России» депутатом-одномандатником в ЗС вошел только я. То есть такого второго депутата, говорят, нет. У нас по округу Советскому Справедливая Россия» набрала 17%, это лучший результат по области. Никто на людей не смог повлиять. Даже те скандалы, которые были, они тоже на все это повлияли... в плюс.
Урал56.Ру: — Люди все это видели и решили проголосовать?
Вячеслав Ращупкин: — Я думаю да. За них хотели все это сделать. Представьте, чтобы голосовать на дому, заявление писал 28-летний парень, крепкий и здоровый. Но мы все же взрослые уже, правильно? И почему всех заставляли голосовать именно 17-го? Даже школам и детским садам дали указание проголосовать только 17-го. Почему? Вот для чего, вы мне объясните. Почему у меня на округе всех открепили? Они ко мне приходили и жаловались. Без их согласия. Прикрепили к рабочим местам или человек живет в старом городе, грубо говоря, работает в трамвайном управлении, его открепляют самостоятельно, прикрепляют Дому пионеров. Его просто об этом уведомляют, а он говорит «А я хочу на своем участке проголосовать, за Ращупкина». А ему говорят «А ты уже не имеешь права проголосовать там». Там ему дают только 2 бюллетеня — за депутата в Госдуму и за партию. Сознательно его обманывают. Таким образом у меня украли порядка 600-700 голосов. Зачем они это сделали? А прикрепляли в старом городе других, им давали по 4 бюллетеня. Это сейчас нам только сказали, что мы вам не мешали, это вы все понапридумывали.
Урал56.Ру: — Получается, что ничего не было?
Вячеслав Ращупкин: — Ничего не было... Мне все показалось. Как могло это показаться, если мне директора говорили «Слав, не обижайся, но ты не пройдешь».
Урал56.Ру: — Практически заранее всем все было известно?
Вячеслав Ращупкин: — Конечно. Им всем дали установку. Мне до сих пор не позвонил ни один директор. Они считают, что я их тут «закашмарил» в Советском районе. Ну, из Советского района. С Нового города звонил один, депутатов позвонили только 2 действующих, поздравили. Глава города до сих пор не позвонил. Руководитель района Советского...
Урал56.Ру: — Молчит?
Вячеслав Ращупкин: — Да.
Урал56.Ру: — Наверное проще перечислить тех, кто поздравил?
Вячеслав Ращупкин: — Поздравили простые люди. Знаете, как это было приятно. Когда люди звонили, прям чувствовалось, что они считают эту победу своей. И говорили не «я победил», а говорили «мы победили». Мы на это время стали частью большого целого, все вместе, а не каждый сам по себе. Жители говорили «мы победили», «мы победили». Это было очень приятно. С одной стороны, я не знаю, как это все оправдать, как сделать так, чтобы потом не сказали «Ах, этот Ращупкин болтун, лучше бы не выбирали, лучше бы тот остался». Хотя и сам до сих пор не могу на этом сосредоточиться. Очень много сил было отдано этим переживаниям, особенно когда считаешь и понимаешь, что сначала был отрыв колоссальный. И, когда приезжаешь в Домбаровку, и этот разрыв начинает сокращаться и сокращаться, и ты понимаешь, что на этот процесс ты никак не повлияешь.
Примечание Урал56.Ру: С Вячеславом Ращупкиным мы беседовали 23 сентября. 30 сентября в Орске состоялся очередной городской Совет, на котором глава Орска поздравил новоизбранных депутатов Законодательного собрания.