Саакашвили поставил точку на «цветных революциях» в бывшем СССР
Сенсационное возвращение в Грузию бывшего президента Михаила Саакашвили закончилось политическим пшиком. Саакашвили просто посадили — и все. Новой «революции роз» не началось, сторонники «Мишико» массово на улицы не вышли. Если даже в Грузии перестают работать технологии «цветных революций», то эпоха смены режимов путем грамотно организованных массовых беспорядков на постсоветском пространстве точно закончилась.
Нет никаких сомнений, зачем Михаил Саакашвили решил вернуться в родную Грузию, где на него заведено 14 уголовных дел и по двум уже вынесен приговор: три и два года тюрьмы соответственно.
Экс-президент, разумеется, знал, что его посадят. Но надеялся на то, что сторонники его отобьют.
Хитрый план Михаила Саакашвили больше всего напоминает хитрый план столь же знаменитого постсоветского авантюриста Алексея Навального.
Тот в начале года тоже возвращался в Москву с ясным пониманием, что на родине его «примут».
В качестве условно осужденного Навальный принципиально перестал отмечаться еще до своего пресловутого «отравления» и знал, что по закону ему должны заменить условный срок на реальный. Однако же полетел в Россию в расчете на то, что с требованием его немедленного освобождения на российские улицы выйдут миллионные массы.
Расчет Навального не оправдался: «демократический протест» в России получился жиденьким и неубедительным. Но то Россия. Она всегда демонстрировала стойкий иммунитет к технологиям «цветных революций». Едва ли кто-то, кроме наивных мечтателей вроде Майкла Макфола, когда-либо всерьез рассчитывал, что Путина можно убрать через «майдан».
Совсем другое дело, что план Саакашвили одним нахрапистым рывком повалить власть в Грузии провалился точно так же, как у Навального.
Что было в сценарии? Национал-романтический порыв, новая «революция роз»! Ревущие народные массы сторонников Саакашвили захватывают Руставскую тюрьму, освобождают узника совести, несут его на руках по проспекту Шота Руставели и вносят в грузинский парламент. Там бывший изгнанник, диссидент и политзаключенный триумфально отпивает чаю из чашки спикера от «Грузинской мечты». Объявляет о низложении правительства с президентом и о досрочных выборах, которые возвращают бывшего президента к власти.
А что вышло в итоге? Пшик. Партия Саакашвили «Единое национальное движение» на следующий день после его возвращения и ареста даже местные выборы выиграть не смогла. «Второе пришествие Мишико» не обеспечило мобилизацию электората на избирательные участки — что уж там говорить об уличной мобилизации.
На улицы за Саакашвили вышли единицы. Митинг возле стен тюрьмы, где сидит «политзаключенный», вышел совсем не тех размеров, которые могут испугать противников и воодушевить сторонников «Михомайдана».
На штурм тюрьмы ради «Михо» никто не пошел. Хотя соратники по ЕНД посылали электорату такие сигналы.
Саакашвили со товарищи собирались отработать в Тбилиси всю методичку по организации «цветных революций» на постсоветском пространстве. Вплоть до «сакральных жертв».
«Их план был такой: во время кульминации и мобилизации около десяти тысяч человек — наверное, они смогли бы этого достичь — полиции пришлось бы задержать Саакашвили и, возможно, использовать спецтехнику. И в это время одной из версий рассматривалось убийство нескольких оппозиционных лидеров», — говорит премьер-министр Грузии Ираклий Гарибавшили.
У главы правительства, конечно, свой интерес, но звучит правдоподобно. Неизвестные снайперы работали и у Вильнюсской телебашни в Литве в 1991 году, и на украинском Майдане в центре Киева в 2014-м. Бесконечные «революции» в Киргизии тоже не обходятся без «сакральных жертв».
Однако в Тбилиси до этого не дошло. Там просто-напросто не набралось боевых активистов, часть которых можно принести в жертву. «Майдан» не состоялся. Саакашвили сидит.
Выводы из этого следуют крупномасштабные. Причем не по Грузии.
Если даже в Грузии перестают работать технологии «цветных революций», то эпоха смены режимов путем грамотно организованных массовых беспорядков на постсоветском пространстве точно закончилась.
Потому что Грузия — это страна, в которой методичка Джина Шарпа всегда работала идеально.
Россия здесь — не показатель. В ней даже полноценной попытки «майдана» ни разу не было. И Беларусь тоже не показатель. В ней все попытки устроить «плошчу» проваливаются уже четверть века.
Поэтому разгромы Навального и бело-красно-белых в Москве и Минске ни о чем, кроме самих России и Беларуси, не говорят.
А вот провал Саакашвили в Грузии говорит. Потому что Грузия — показатель. В этой эмоционально неустойчивой виноградной республике технологии протестной мобилизации масс неизменно срабатывают с 1978 года. Сама тематика «цветных революций» пришла в постсоветские исследования и русскоязычную публицистику после грузинской «революции роз», приведшей к власти Саакашвили в 2003-м году.
Если уже и грузин не удается вытащить из дому под дудку «демократического протеста», то все, эта страница истории перевернута.
А Саакашвили пускай сидит.