Ищенко назвал главную опасность дорогого газа на долгий срок для Европы
Высокие цены на газ угрожают Европе не из-за рисков для ее жителей в отопительный сезон. Об этом заявил политолог Ростислав Ищенко.
Европа может признать ошибки с «зеленым» переходом и отказом от долгосрочных газовых контрактов из-за экономических последствий высоких цен на газ. По словам Ищенко, энергетический кризис сильно бьет по европейцам, и это связано не с температурой в их домах. Газовым компаниям и производителям электроэнергии достаточно просто покрыть бытовые потребности населения, чего нельзя сказать о промышленниках.
«У нас любят писать, что Европа замерзнет. Как правило, речь не идет о том, что замерзают люди в домах. Бывает, что в домах холодно, что топят при помощи буржуек. Но, как правило, для бытового потребления газа и электроэнергии хватает. Проблема в том, что промышленность не может работать с любыми ценами на газ», – сказал Ищенко.
Повышение цен на голубое топливо увеличивает себестоимость промышленной продукции, что приводит к падению ее конкурентоспособности в сравнении с товарами стран с более дешевым газом. Из-за этого многие европейские компании вынуждены останавливать либо ограничивать производство в условиях рекордного подорожания газа. Чем дольше стоимость ресурса остается высокой, тем меньше предприятий откроется после ее падения, предупредил эксперт.
«Сейчас в Европе промышленные предприятия закрываются одно за другим. Химическая отрасль, где доля газа очень существенна не только как энергоносителя, но и как сырья для производства, испытывает проблемы. Какие-то предприятия могут открыться снова, а какие-то не откроются уже никогда. Кризис нужно исчерпать как можно скорее, потому что чем дольше он продолжается, тем больше предприятий больше не откроется», – объяснил Ищенко в эфире радио «Говорит Москва».
Политолог считает, что спасением для Европы может стать перезаключение контрактов с «Газпромом» без привязки к спотовому рынку. Однако за досрочный отказ от прописанных в настоящее время условий российская компания может потребовать большую компенсацию. Ищенко полагает, что речь идет о нескольких миллиардах долларов.