В борьбе с Россией Грузия стремится стать сателлитом Турции
После развала Советского Союза Грузия оказалась в зоне влияния ряда иностранных государств. Прежде всего она оказалась под контролем США, а также под влиянием ЕС и Турции.
Последняя особенно преуспела в выстраивании своего контроля в Грузии в сферах экономики, энергетики и региональных отношениях.
С 2006 года Турция прочно занимает в грузинской экономике место торгового партнера номер один, в основном за счет импорта своей продукции в Грузию. До этого крупнейшим торговым партнером Грузии долгие годы считалась Россия. Но после устроенного тогдашними грузинскими властями скандала с «уличенными в шпионаже» российскими офицерами и последовавшими за этим ответными, в том числе экономическими, мерами со стороны Москвы Россия постепенно переместилась на второе, затем на третье, четвертое место. После прихода к власти учрежденной олигархом Бидзиной Иванишвили коалиции «Грузинская мечта» внешнеторговый оборот Грузии с Россией стал расти, и сейчас она поднялась на второе место в рейтинге крупнейших торговых партнеров Тбилиси, опередила Турцию по экспорту из Грузии, но по-прежнему значительно уступает ей по импорту в Грузию.
Роль Турции и ее стратегического партнера на Южном Кавказе ― Азербайджана ― в энергетической сфере Грузии особенно возросла после пуска в эксплуатацию вначале нефтепровода Баку ― Тбилиси ― Джейхан, а затем и газопровода Баку ― Тбилиси ― Эрзерум. Отказавшись в 2006 году от российского газа, Грузия за счет Южнокавказского газопровода оказалась почти целиком зависимой от ресурсов Азербайджана и «доброй воли» его стратегического союзника ― Анкары.
Также Грузия связана с Азербайджаном и Турцией и магистральными линиями электропередач, в основном возведенными в период правления экс-президента Михаила Саакашвили, по которым экспортирует электроэнергию в соседние страны в сезон ее избыточной выработки и импортирует во время дефицита.
Особенного расцвета «стратегическое сотрудничество» между Тбилиси, Анкарой и Баку достигло при правлении Михаила Саакашвили и «Единого национального движения». Именно тогда был подписан целый ряд трехсторонних соглашений в различных сферах. Хотя начала «дружбе и сотрудничеству» с Турцией все же заложил предшественник Саакашвили ― Эдуард Шеварднадзе. Пытаясь разрушить зависимость Грузии от Москвы, он выступил инициатором создания системы прочной зависимости Грузии от Турции и ее кавказского сателлита путем строительства трубопроводов ― «проектов века», призванных обеспечить транзит энергоносителей Каспия в Европу в обход России.
В годы правления Саакашвили Грузия и Турция заключили соглашение о безвизовом сообщении, и с 2011 года граждане обеих стран получили возможность пересекать границу в обоих направлениях по внутренним удостоверениям личности. Правда, некоторые коррективы в этот режим внесла пандемия коронавируса, которая в целом изменила правила сообщения между всеми странами мира.
Одновременно с этим происходит ползучая культурно-религиозная экспансия турков на территории Грузии. Турция активно основывает в Грузии школы и вузы, где обучение ведется на турецком языке. В населенных мусульманами районах строятся новые мечети. Особенно много подобных заведений было открыто в граничащем с Турцией грузинском регионе ― Аджарской автономной республике.
Также турецкие предприниматели активно открывают в Грузии свои предприятия. Сегодня нет такой отрасли грузинской экономики и промышленности, где бы ни превалировал турецкий капитал. По сути, турецкими в Грузии являются: гостиничный и ресторанный бизнес, недвижимость, банковская сфера, туризм, транспорт, торговля, строительство, энергетика, пищевая и перерабатывающая промышленность, различные швейные предприятия, продукция которых поставляется в «брендовые магазины» и на рынки, и т. д.
Турецкий холдинг (TAV-Urban) построил Тбилисский международный аэропорт и Батумский международный аэропорт и получил от грузинских властей право использовать эти объекты по собственному усмотрению на 20 лет. Сегодня обоими аэропортами управляет компания TAV Airports Holdings. Правда, в 2027 году сроки оперирования истекают, и турецкий инвестор должен будет передать оба аэропорта в управление Грузии. Хотя в грузинской реальности ничего исключать нельзя и, возможно, сроки заключенных в 2005 и 2007 году контрактов будут продлены.
Турецкие предприниматели активно занимаются в Грузии и запрещенным на их родине игровым бизнесом. Эта сфера особенно болезненно воспринимается населением Грузии, так как опустошает карманы охваченных лудоманией граждан. Немало было случаев, когда проигравшие продавали последнее имущество своей семьи, дабы погасить долг в казино, либо кончали жизнь самоубийством. В Тбилиси и других городах Грузии прошла не одна акция с требованием запрета или ограничения деятельности игорных заведений, но эта сфера, видимо, пользуется особым покровительством со стороны властей и остается неприкосновенной. А значительная часть проигранных гражданами Грузии денег утекает на счета владельцев игорных заведений, в том числе граждан Турции.
Стремясь к членству в НАТО, Грузия надеется на поддержку Турции как члена альянса на своем пути евроатлантической интеграции. И со стороны турецких партнеров неоднократно делались как косвенные намеки, так и прямые заявления с одобрением этого намерения официального Тбилиси. Правда, ближе к альянсу благодаря содействию Анкары Грузия так и не стала.
После прихода к власти коалиции «Грузинская мечта» новое правительство попыталось внести некоторые изменения в отношения с главными стратегическими партнерами, в том числе с Азербайджаном и Турцией. Были сделаны заявления о намерении пересмотра тех или иных совместных проектов, осуществление которых на тот момент было в самом разгаре. В том числе был начатый при правлении Саакашвили проект железнодорожной магистрали Баку ― Тбилиси ― Карс. Но под гласным и негласным давлением региональных партнеров официальному Тбилиси пришлось умерить свои «амбиции» и вернуться к прежнему формату сотрудничества, в котором Грузия явно занимала позиции зависимой стороны.
Несколько дней назад грузинские СМИ и социальные сети охватила новость о решении турецкой компании ENKA Renewables прекратить строительство каскада Намахвани ГЭС и расторгнуть контракт с правительством Грузии. Причиной назывались нарушение грузинской стороной условий ранее заключенного контракта и форс-мажорная ситуация. Под форс-мажором, вероятно, подразумеваются акции протеста общественной организации «Защитники Рионского ущелья», которые уже несколько месяцев проводятся в ущелье реки Риони, где строится каскад электростанций.
Инициаторы протестного движения поясняли, что правительство Грузии заключило с турецким инвестором крайне невыгодный для страны контракт, на основании которого фактически за бесценок отдали в многолетнее пользование компании ENKA сотни гектаров земли. Они требовали пересмотра условий этого документа и проведения экологической экспертизы проекта, дабы убедиться, что строительство каскада ГЭС не приведет к затоплению прилегающих сел и гибели зеленых насаждений.
Правительство Грузии обещало принять все меры для урегулирования проблемных вопросов, но участники акций протеста действиями властей оставались недовольны, так как реальных результатов не увидели, а строительство на месте возведения объекта продолжалось. На этом фоне заявление компании ENKA прозвучало несколько неожиданно. Как сообщали грузинские, а вслед за ними и российские СМИ, заявление о решении уйти из Грузии на сайте Стамбульской фондовой биржи опубликовала компания ENKA İNŞAAT ― владелец 90-процентной доли в компании ENKA Renewables. Интересно, что найти это заявление «родительской компании» фирмы ENKA ни на сайте биржи, ни на других сайтах компании в Интернете нам так и не удалось.
Сообщение вызвало ажиотаж в грузинском обществе. Лидеры различных оппозиционных партий, которые ранее в той или иной форме поддерживали протест «Защитников Рионского ущелья», заявили, что правительство Грузии своими действиями вогнало страну в огромные долги. ENKA собиралась инвестировать в строительство нового каскада более 800 млн долларов, и ожидается, что инвестор потребует от грузинской стороны возмещения нанесенного расторжением контракта ущерба.
В правительстве Грузии отозвались на сообщение об уходе компании ENKA чуть позже. Специальное заявление распространило Министерство экономики и устойчивого развития. В нем говорится, что как проект Намахмани ГЭС, так и интересы любого инвестора для правительства Грузии крайне важны. В министерстве пообещали в течение следующего месяца продолжить переговоры с компанией ENKA, чтобы найти правильное и оправданное с государственной точки зрения решение и снять все связанные с проектом вопросы.
А так как Грузия неуклонно движется к назначенным на 2 октября выборам в органы местного самоуправления, ряд независимых грузинских аналитиков расценил весь ажиотаж вокруг ухода из страны турецкого инвестора как очередной предвыборный трюк правящей партии «Грузинская мечта». На этом страсти вокруг турецкой компании на время приутихли. На отношения с Турцией на официальном уровне этот скандал пока никакого влияния не оказал.
У «стратегического партнерства» с Турцией в Грузии немало противников. Рядовые граждане и независимые аналитики, любые способные понимать ситуацию люди задаются вопросом: почему Грузия под давлением Анкары строит и реабилитирует на своей территории мечети, открывает турецкие школы и вузы, создает максимально льготные условия для турецкого бизнеса, а власти Турции не разрешают грузинской стороне даже за собственный счет начать изучение состояния оставшихся на турецкой территории исторических грузинских памятников? Не говоря уже об их восстановлении. Особую тревогу у грузинского общества вызывает граничащий с Турцией регион Аджарии, где полным ходом идет процесс «отуречивания». Тревога нарастает на фоне протекающих в регионе после второй карабахской войны процессов и периодических заявлений турецкого президента Реджепа Тайипа Эрдогана об «исторических границах Турции» и мечтах по восстановлению былой Османской империи.
Очередное такое заявление с притязаниями на границы соседних государств Эрдоган сделал на 76-й сессии ООН.
«Разве можно отличить Ризе от Батуми? Множество историков считает, что в границы Турции должны входить Кипр, Алеппо, Мосул, Салоники, Батуми», ― отметил в своем выступлении с трибуны ООН президент Турции.
Тревожным постом откликнулся на претензии Эрдогана грузинский аналитик Демур Гиорхелидзе на своей странице в соцсети Facebook.
«Что наша “братская” и “дружественная” Турция предъявила нам территориальные претензии?! И где же грузины-“туркологи”? Ведь больше Турции в Грузии означает скорое членство в НАТО?! Ох, вы (дальше идет нецензурное выражение. ― Авт.)! И что нам делать? Преподнести нашему “другу” территории?! Или вы пока ничего не поняли? Не понимаете вы то, что нужно услышать. Слышите вы только то, что дает вам барыши», ― пишет Демур Гиорхелидзе.
В поисках выхода из-под российского влияния и путей вступления в ЕС и НАТО Грузия с первых дней независимости взяла четкий ориентир на Запад и на Турцию, позабыв уроки истории и предав забвению тот факт, что именно благодаря России сумела в свое время сохранить самостоятельность, самобытность, язык, традиции, культуру, развиться, а после распада СССР стать независимым государством. На волне нынешнего противостояния с Россией на государственном уровне надеяться на северного соседа в случае приведения президентом Турции своих «мечтательных планов» в исполнение сегодня официальному Тбилиси не приходится. А надежды на Запад в случае реальной угрозы со стороны Анкары практически отсутствуют, в чем в Грузии смогли наглядно убедиться как на собственном примере во время августовских событий 2008 года, так и на примере соседней Армении, которой США и ЕС ничем, кроме выражения «беспокойства», не помогли.