Кошмар домохозяйки
Сахар снова начал резко дорожать.
Не любят наши бизнесмены конкуренцию, просто на дух ее не переносят. Особенно если не в свои сани лезут заграничные фермеры. Вот как у них все так ловко получается, что с учетом перевозки в далекую Россию, усложнившейся логистики, импортный сахар все равно дешевле, чем у нас? Несправедливо! Отечественные производители сахара пытаются инициировать запрет на беспошлинный импорт этого продукта. Им-то будет хорошо, но в магазинах цены на сахар опять ползут вверх.
– Неделю назад 5 кило сахара для варенья из черной смородины, она уже поспела на огороде, я купила за 300 рублей, то есть, по 60 рублей за кило, – рассказывает пожилая домохозяйка в супермаркете. – Сегодня в этом же магазине, смотрите, самый дешевый – 73 рубля килограмм. Нужно делать запас, скоро пойдут соленья, консервации, на все нужен сахар…
На полке со сладким продуктом сахар-экстра (900 г) – 114 рублей, сахар тростниковый такого же объема – 193 рубля…
На памяти российских покупателей самый дешевый сахар был в 2012 году – 30-40 рублей за килограмм. Больше такое счастье не повторялось. По данным Росстата, за первые шесть месяцев нынешнего года он подорожал более чем на 35%. И хотя после мартовского ценового взлета вроде начал слегка дешеветь, сейчас снова дорожает.
Хотя правительство как всегда старается заранее пресечь рост продовольственной инфляции. Что касается сахара, то недавно власти объявили о создании специального интервенционного фонда: к 2024 году запас в нем будет составлять 250 тысяч тонн. Механизм интервенций таков, чтобы цены на продукт держались на приемлемом уровне и для покупателя, и для производителя. Правда, при объеме производства в 6 миллионах тонн сахара 250 тысяч тонн – все-таки маловато.
В декабре минувшего года в странах ЕАЭС установили квоты на беспошлинный импорт, чтобы сахар-песок не исчезал в ответственные периоды, как бывало раньше, с торговых полок. И чтобы цены на него более-менее держались стабильными. Для России льготная квота установлена в 300 тысяч тонн. Сверх этого объема действует пошлина в 340 долларов за тонну. Пока такой порядок сохраняется до 31 августа нынешнего года.
Впрочем, особого эффекта эта мера в России не дала, мы помним, как ранней весной возникал дефицит сахара и как скакали на него цены. Может ли такая ситуация повториться?
Казалось бы, лихорадке цен и дефициту товара поставлен надежный заслон. Тут и интервенционный фонд с его нескончаемым запасом, и беспошлинные квоты… Евразийская экономическая комиссия 18 июля продлила льготный импорт для России до 31 декабря 2022 года.
Судя по тому, как цены на сахар за последние несколько дней поползли вверх, такую вероятность исключать нельзя. Об осенней заготовке овощей на зиму мы уже сказали. Собственно, она уже сейчас началась. В садах дачников спеют фрукты – это варенье и домашние вина. Никто не хочет упустить такую возможность.
Дальше пойдут яблоки (соки и компоты) и овощи – огурцы с помидорами. На все нужен сахар – как утверждают домохозяйки, в августе–октябре его потребление в семье возрастает раз в 10.
Ну как здесь не удержаться от соблазна и не поднять цену на столь востребованный продукт?
К тому же 31 августа завершается правительственный запрет на экспорт российского сахара: уже с 1 сентября мы можем его вывозить за пределы страны. Если в марте, когда было эмбарго на экспорт и действовал беспошлинный ввоз импорта, нам не удалось избежать дефицита и ценовой лихорадки, то что может быть в сентябре–октябре, когда Россия станет продавать сахар за границу?
Как мы уже сказали, российские производители сахара возмущены поблажкой импортным поставкам. Дескать, продление беспошлинного ввоза может привести к сокращению посевов сахарной свеклы в России. И тогда мы точно окажемся в зависимости от иностранных поставщиков. Действительно, куда выгоднее оставаться монополистами и самим устанавливать цены на внутреннем рынке.
Тот факт, что сахар уже с 2020 года становится чуть ли ни главным драйвером роста продовольственных цен, почему-то не волнует ни производителей, ни торговые сети. В минувшем году посевные площади сахарной свеклы были увеличены по сравнению с 2020 годом, почти на 10%, а урожая этой культуры мы собрали на 21% больше. Однако этот успех никак не отразился на торговых полках. Как-то будет сейчас?
Владимир Чуприн