Добавить новость
Главные новости Москвы
Москва
Июль
2022

Из нового музея Казанской епархии: о чем расскажут посох святителя Гурия и тюремная роба?

К открытию Музея истории Казанской епархии готовились давно и приурочили его к 443-й годовщине обретения Казанской иконы Пресвятой Богородицы

Фото: tatmitropolia.ru

Музей истории Казанской епархии расположился на втором этаже Крестовоздвиженского собора Казанско-Богородицкого мужского монастыря. К открытию готовились давно и приурочили его к главному празднику православных на казанской земле – к 443-й годовщине обретения Казанской иконы Пресвятой Богородицы.

«У нас было большое желание воссоздать историю христианства в Казанском крае, которая имеет разностороннюю красоту. И вот накануне праздника иконы Казанской Божией Матери мы позвали всех, чтобы показать, что нам удалось сделать. Рассказать о том, как жили наши предки на этой земле, чем они жили и каково было их восприятие мира», – рассказал собравшимся на открытии гостям и представителям СМИ митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл.

«С такими посохами монахи молились по шесть часов, не шелохнувшись»

Организаторы музея – иеромонах Аркадий (Логинов) и соорганизатор экспозиции Оксана Иванова в один голос говорят, что самый уникальный, важный и ценный экспонат нового музея – посох первосвятителя Гурия.

Самый уникальный, важный и ценный экспонат нового музея – посох первосвятителя Гурия

Фото: © Светлана Белова / «Татар-информ»

Окунувшись в историю, вспомним, что Казанская епархия была учреждена в 1555 году собором в Москве при святителе Макарии – митрополите Московском и при непосредственном участии и по инициативе царя Иоанна IV.

Создана она была с целью просвещения, проповедей, миссионерства на присоединенных землях. Первым архиепископом Казанским и Свияжским стал святитель Гурий. Возглавлял епархию он до своей кончины в 1563 году. По словам организаторов музея, все эти годы посох был при нем.

«Это подлинник, который сохранялся в Церкви в течение веков. Мы специально заказали для него особую витрину, потому что это раритет с точки зрения истории России, безусловно, но и для церковной истории это тоже очень важный экспонат», – рассказывает соорганизатор экспозиции музея Оксана Иванова.

Посох сделан в XVI веке из дерева, из какого именно, история умалчивает – экспертиза не проводилась, говорят хранители музея.

«Это подлинник, который сохранялся в Церкви в течение веков. Мы специально заказали для него особую витрину»

Фото: © Светлана Белова / «Татар-информ»

«Вообще такие посохи используются монахами во время молитвы – на него опираются двумя руками, чтобы не заснуть и не упасть, стоя за молитвой. Для этого же в греческой традиции используются стасидии, но посох гораздо более аскетичен. Павел Алеппский, когда в XVII веке сопровождал Антиохийского патриарха в поездке на Русь, записал в дневнике, что с неподдельным ужасом наблюдает за тем, как молятся русские – стоя в холодном каменном храме на каменном полу на богослужении по пять-шесть часов, не шелохнувшись. Он удивлялся, откуда силы такие у русских монахов. Да, так молились наши предки», – рассказывает иеромонах Аркадий (Логинов).

До последнего времени посох первосвятителя Гурия хранился в Церкви, какое-то время он находился в Музее Благовещенского собора Казанского Кремля. А теперь он снова переехал: из светского музея – в церковный.

На мой вопрос: «Прикасались ли вы к посоху и что чувствовали в этот момент?» отец Аркадий с восторженным взглядом отвечает: «Конечно, я прикасался, как возможно не прикоснуться? Но прикасался с великим благоговением. Любой человек, когда знает, какую вещь держит в руках, он испытывает при этом особое чувство. Мой случай не был исключением. Поэтому я брал его только двумя руками, с большим благоговением. Но все-таки при этом мы понимаем разницу между предметами, которыми пользовались святые люди, и, например, святыми иконами, святыми мощами – это не одно и то же. Это почитание, но не поклонение. Мы не поклоняемся предметам, как Богу».

Иеромонах Аркадий: «Это почитание, но не поклонение. Мы не поклоняемся предметам, как Богу»

Фото: tatmitropolia.ru

Подарок музею от митрополита Кирилла

Музей открыли без помпы – светлой и уютной была приветственная речь митрополита Кирилла.

«Хочется сказать, что у нас невероятно богатая земля, невероятно богатая страна, не только в плане материальных вещей. Эту красоту, часть из которой мы сегодня видим, могли делать только красивые и богатые духом люди. Сегодня здесь присутствует маленькая часть большой широкой души русского человека в ее многонациональном многообразии. Наша задача заключается в том, чтобы дать людям больше красоты, чтобы они поняли, что живут в красивом мире», – обратился к гостям владыка Кирилл.

После этого правящий архиерей передал в дар Музею истории Казанской епархии два новых экспоната.  

«Год примерно назад одна казанская монахиня передала нам книги, которые принадлежали схиархимандриту Серафиму – очень известному подвижнику благочестия здесь, в Казани, который сохранил мощи преподобного Гавриила Седмиозерного. Здесь даже записочка есть от нее: ’’Будущему музею новомучеников Татарстанской епархии’’. Передаю с ее запиской», – объяснил создателям музея владыка Кирилл.

Вторым подарком стал фрагмент проекта иконостаса Казанского собора в Санкт-Петербурге

Фото: пресс-служба Татарстанской митрополии

Вторым подарком стал фрагмент проекта иконостаса Казанского собора в Санкт-Петербурге, который, по словам митрополита, передали в дар друзья епархии из антикварного магазина, что находится по соседству.

«Тюремная роба говорит о любви»

Идейный вдохновитель и соорганизатор нового музея Оксана Иванова рассказала «Татар-информу» о своем любимом экспонате в экспозиции.

Тюремная роба уроженца Чистополя Александра Ильича Огородникова – издателя журнала «Православная община»

Фото: пресс-служба Татарстанской митрополии

Это тюремная роба уроженца Чистополя Александра Ильича Огородникова – издателя журнала «Православная община», который за самоиздат журнала был репрессирован, обвинен в антисоветской деятельности и посажен в лагерь «Пермь-36». В этой робе он ходил в лагере. Позже он сам передал ее Оксане.

– Оксана, вы говорите, что каждый экспонат разговаривает с посетителями. О чем говорит тюремная роба?

– Она говорит о любви. О том, что даже в самых, казалось бы, тяжелых жизненных ситуациях, которые кажутся невыносимыми и мучительными, даже в них есть место для любви и света.

Идейный вдохновитель и соорганизатор нового музея Оксана Иванова

Фото: © Светлана Белова / «Татар-информ»

«Мы не начинатели, мы – продолжатели»

«Идея создания витала в воздухе и напрашивалась сама собой. В Казани уже был подобного рода музей в XIX веке, и большой интерес к истории христианства в Казанском крае был уже тогда. Поэтому мы не начинатели, а продолжатели. Первое, что хотелось бы отметить, что история начинается не с образования Казанской епархии, а гораздо раньше», – рассказал гостям иеромонах Аркадий (Логинов).

Отец Аркадий вспомнил о древнем Болгаре и раскопках, которые были сделаны на его территории.

«История христианства здесь начинается с этого же времени. Жили рядом и славянские племена, и племена, пришедшие из Ирана, из Армении – эта земля всегда была многонациональной. Очень важно, что традиции добрососедского отношения сохраняются. Первые экспонаты – предметы археологических раскопок, свидетельствующие о присутствии христиан, живущих на этой земле. Так же, как и в раскопках древнего Болгара есть остатки фундамента и части стен, которые в науке называются греческими палатами, но у нас не вызывает сомнения, что это остатки христианского храма – не православного в прямом нашем понимании, но христианского. Армянская община, и это установлено наукой, проживала на территории древнего Болгара», – рассказал иеромонах Аркадий.

Самым интересным экспонатом музея, который был найден в раскопках, хранители музея называют крест Феодора Болгарского.

Этот крест XIV века был найден в могиле христианского миссионера Феодора Болгарского

Фото: tatmitropolia.ru

«В данном случае это копия, выполненная точно по размерам оригинала. Этот крест XIV века был найден в могиле христианского миссионера Феодора Болгарского. Интересно то, что он погребен по обычаю, по которому обычно погребали святителей – епископов, архиереев. Он вполне мог быть переносным крестом», – рассказал иеромонах Аркадий.

«Был короткий период, когда Казанская епархия была очень большая – распространялась до Дальнего Востока. Поэтому мы взяли результаты раскопок на прилегающих к Татарстану территориях. Вот здесь представлены две интересные раскопки, которые были обнаружены в Ульяновской области, они свидетельствуют о том, что православный монастырь существовал в Среднем Поволжье еще в домонгольский период. Нам самим было удивительно и интересно это узнать», – призналась Оксана Иванова.

Многие экспонаты, которые теперь представлены в новом музее, раньше хранились в разных уголках страны. Стараниями создателей теперь они под одной крышей – ждут жителей и гостей Казани.

Музей будет разрастаться и пополняться новыми экспонатами. В приделе Патриарха Гермогена, в котором уже есть иконостас, обретут свое место старые иконы. О том, какие именно, владыка Кирилл умолчал, но с улыбкой добавил, что каждую покажут и о каждой расскажут подробно. В свое время.

Музей будет разрастаться и пополняться новыми экспонатами

Фото: tatmitropolia.ru

«Мы стараемся быть открытыми для всех, надеемся, что этот музей будет разрастаться и будет хорошим церковно-археологическим кабинетом», – добавил митрополит Кирилл.

Помощь в создании экспозиции нового музея оказали Культурный центр им. А. С. Пушкина, Музей удмуртского быта деревни Балды-Кня Кукморского района республики, общественные организации кряшен Татарстана.

Фото на анонсе: tatmitropolia.ru




Москва на Moscow.media
Частные объявления сегодня





Rss.plus




Спорт в Москве

Новости спорта


Новости тенниса
Анастасия Павлюченкова

Павлюченкова высказалась о победе над Векич на Australian Open — 2025






Парки Реутова подготовили еженедельную программу мероприятий

Депутат Балашихи проверила организацию горячего питания в МАОУ СОШ № 7

В Подмосковье провели более 200 мероприятий по контролю за исполнением госпрограмм

Мовсесьян — о селекции ЦСКА: «Гайч — не ошибка»