Сергей Никоненко: «Талант поэта абсолютно живой»
№73 (6078) от 30 сентября 2022
Знаменитый актер вот уже полвека приезжает в село Константиново
В этом году исполняется 127 лет со дня рождения Сергея Александровича Есенина. Ежегодно, чтобы почтить память великого русского поэта, в музее-заповеднике в Константинове проходят Есенинские дни. Любители его творчества, художники, литературоведы, писатели и артисты со всей России приезжают на его родину.
Народный артист России, первый исполнитель роли Сергея Есенина в кинофильме «Пой песню, поэт» и директор Есенинского культурного центра в Москве Сергей Петрович Никоненко приехал на фестиваль-конкурс «По-осеннему шепчут листья…» не с пустыми руками. Он подарил музею-заповеднику открытку, которую в 1915 году Есенин отправил из Константинова своему другу – редактору журнала «Для всех» Александру Добровольскому в Петроград. «Рязанские ведомости» расспросили Сергея Петровича Никоненко об этом ценном даре, его любви к Есенину и о том, какую роль село Константиново сыграло в жизни артиста.
Один раз и на всю жизнь
Р.В. – Как произошло ваше первое знакомство со стихами Сергея Есенина?
С.Н. – Когда я учился в школе, он не был рекомендован, но и не был запрещен, как многие говорят. В моем музее есть издания 1932, 1939 и 1946 годов. Его произведения печатались, но считалось, что они нежелательны, так как его родственники из кулаков и много стихов про кабаки. В 1950-х годах я занимался в студии художественного слова, мне было 15 лет. Есенина мне открыл сосед по парте Вовка Савин. Я тогда увлекался Маяковским, но когда начал читать стихи Есенина, то был покорен образным строем поэзии, и он стал любимым моим поэтом. В институте ко мне подходили однокурсники и говорили, что когда-нибудь я сыграю Есенина, потому что очень похож на него. Так и случилось. И если бы Есенин дожил до 80 лет, он, наверное, выглядел примерно так, как я сейчас.
Памятные встречи
Р.В. – Какую роль в вашей жизни сыграла родина Есенина?
С.Н. – Я далеко не в первый раз приезжаю в Константиново. Пятьдесят один год назад впервые приехал сюда на съемки фильма «Пой песню, поэт». Прошелся по селу, зашел за церковь, и когда вышел на этот крутояр, у меня дух захватило. На встречу мне поднимался мальчишка лет десяти с разбитым в кровь лицом. Он сказал, что хотел на велосипеде скатиться с горки. С этой крутизны! Конечно, мне тут же вспомнился мальчик Есенин.
А еще я помню встречу, тоже в Константинове, которая сильно на меня повлияла. Я шел на съемку и увидел мужичка с похмелья. Он предложил мне купить карандаш, которым, по его словам, писал Есенин. Я подумал, какой же он хороший бизнесмен. Но именно тогда возникала мысль, что действительно было бы интересно начать собирать вещи, связанные с поэтом. Я стал заходить в букинистические магазины, покупал прижизненные издания Есенина, книги его друзей, недругов. И ко мне пришла одна очень дорогая вещь – открытка, посланная в 1915 году самим Есениным из почтового отделения Кузьминское своему другу Александру Добровольскому в Петроград, которая сегодня вернулась на родину. В ней Есенин рассказывает, как его побили за частушку о сельском старосте. Она попала ко мне вместе с книжкой «Ключи Марии». Я считаю, за такую брошюрку 23-летнему Есенину нужно было дать степень доктора филологических наук. Богатый образный строй поэта заметил еще Александр Блок, которому Есенин 9 марта 1915 года впервые читал свои стихи. После этого Александр Александрович оставил записку: «Стихи свежие, чистые, многословные. Язык». Это признание поэта.
Увековечить память
Р.В. – Как у вас появилась идея создания Есенинского культурного центра?
С.Н. – Я уже работал, играл в театре, и однажды мне в руки попали воспоминания первой жены поэта – Анны Изрядновой. Точного адреса, где Есенин сначала жил с ней, а потом навещал ее и сына Георгия, она не называла, но очень подробно описала дорогу к дому: «Шла по Смоленскому бульвару, потом переулком в сторону Арбата, перед Арбатом сворачивала направо и затем в подворотню налево…» Тогда я подумал: «Это же дорога к моему дому 44 в переулке Сивцев Вражек!» Занялся архивными записями и выяснил, что первая семья поэта снимала комнату в квартире 14 этого дома. Именно здесь, по воспоминаниям Изрядновой, Есенин сжег свои рукописи в сентябре 1925 года перед отъездом в Ленинград. Сюда приезжала мать Есенина. Отсюда в 1937 году забрали Георгия и расстреляли в двадцать три года за «покушение на Сталина».
За год до столетия великого поэта, в 1994 году, мы с женой, актрисой Екатериной Ворониной, открыли музей. Из руин восстановили все пять комнат, в которых разместили около двух тысяч экспонатов: прижизненные издания с автографами, диван, на котором сидел поэт, бокал, который он три года возил с собой и не хотел пить ни из какого другого, бритвенный прибор из десяти предметов, который Есенин подарил своему другу – поэту Николаю Клюеву. В наш двор, кстати, выходит черный ход дома, где родился и жил Андрей Белый. Рядом – Арбат, 53 – дом Пушкина. В соседнем здании останавливался Александр Блок, приезжая в Москву. Представляете: окна домов, связанных с именами трех поэтов, выходят в один двор!
Есенин – многогранная личность
Р.В. – Мнения о Есенине очень противоречивы. А каким вы видите поэта?
С.Н. – Сергей Александрович для меня очень многогранен. Он прожил тридцать лет, из них десять активно занимался творчеством и издал тридцать одну книжку. Это что, алкоголик так работал? Это труженик, прежде всего. Он говорил, что не может не писать, не может не сочинять, в нем живут эти стихи. Он болезненно переживал, даже когда отдавал их в печать, говорил: «Написал и ушло, а у меня пустота», показывая на солнечное сплетение. Потом новые идеи приходили, его будоражили. Я совершенно не согласен с Захаром Прилепиным, что он пил каждый день. А когда же он работал? И так тщательно, с такой взыскательностью. Сколько стихотворений не вошло в основной сборник, которые он сам забраковал, но оставил такие шедевры. Да, он играл в Леля, прикидывался дурачком, сам создавал этот образ, но всегда чувствовал, что божественная поэзия живет в его душе. Его талант, а талант, как известно, не поддается ржавчине, – абсолютно живой. В этом его гениальность, и поэтому он будет дорог еще многим поколениям.
Беседовала Анастасия Головкова
Фото Димитрия Соколова и Анастасии Головковой