Бежал от фашистов, вошел в историю сборной СССР, стал учителем для Рагулина. История легенды ЦСКА Сидоренкова
Он стал чемпионом мира в 22 года.
Будущий олимпийский чемпион Генрих Сидоренков родился 11 августа 1931 года в деревне Бедственка (ныне она носит название «Красное»), которая находится в Хиславичском районе Смоленской области. В те годы там проживало менее 100 жителей, а после оккупации гитлеровскими войсками в годы Великой Отечественной войны в Бедственке остались всего несколько человек. Среди тех, кто был вынужден оставить свой дом, была и семья Сидоренковых, перебравшаяся в Москву. Как выяснится позже, этот шаг будет иметь решающее значение для спортивного будущего юного Генриха.
Первые шаги на льду наш герой делал на небезызвестном стадионе Юных пионеров, воспитавшем многих легендарных советских хоккеистов и футболистов. Первое время Генрих выступал в чемпионате Москвы за команду 30-го авиазавода, который находился в непосредственной близости от стадиона. Со временем очевидный талант у мальчика разглядели в «Крыльях Советов», которые на тот момент были одной из сильнейших команд страны. После ЦДКА (ныне — ЦСКА), разумеется.
Приняв приглашение «Крылышек», Сидоренков решил не останавливаться на достигнутом. Непростое детство подарило юному хоккеисту огромное количество мотивации, поэтому в старательности и работоспособности ему невозможно было отказать. Солидный уровень трудового этикета Генрих сумел пронести через всю карьеру, но ключевую роль это качество сыграло именно в юности — при переходе из юношеского хоккея во взрослый.
Следующей остановкой перспективного защитника на хоккейной карте стала вершина советского хоккея — ЦДКА, в составе которого он в первом же сезоне взял золото чемпионата СССР. Тогда Генрих не знал, что впереди его ждут еще 4 чемпионства во внутреннем первенстве.
Со временем уроженец Смоленской области дорос и до национальной команды. Дебют за сборную СССР у него получится особенным: в 1954 году на чемпионате мира в Стокгольме, который стал первым в истории советской команды. На том турнире Сидоренков был самым молодым игроком сборной — ему было всего 22 года. При этом старшие товарищи относились к нему с уважением и даже заботой — капитан команды Всеволод Бобров прозвал юного оборонца Генкой и оказывал ему всяческую поддержку. С годами Генрих стал оплотом обороны сборной СССР и любимчиком тренеров, поскольку ему удавалось на постоянной основе держать свой уровень и не допускать провалов в игре. Анатолий Тарасов и вовсе считал Сидоренкова одним из самых отважных защитников своего времени.
Великий голкипер Николай Пучков рассказывал, что с Сидоренковым было приятно и легко играть — он мог поставить на место соперника любых габаритов, не уступал в скорости даже самым быстрым противникам, был цепким и мастерски выбирал позицию. А Александр Рагулин, игравший с Генрихом в одной паре на протяжении нескольких лет, научился у него умению читать игру и страховать партнеров.
«Он никогда не загораживал поле, и даже когда стоял ко мне спиной, казалось, видел все, что происходит сзади», — вспоминал Пучков.
Отдельного упоминания достойны человеческие качества защитника ЦСКА и сборной СССР. Все его партнеры неоднократно отмечали, что Генрих был очень добрым человеком и прекрасным собеседником, способным выслушать и поддержать в любой ситуации.
Его профессионализмом также восхищались как тренеры, так и одноклубники. Сидоренкова нельзя причислить к игрокам, имевшим исключительный хоккейный талант — всего он добивался только с помощью самоотдачи и сумасшедшей работоспособности. Частенько у опытного защитника не получались определенные технические элементы, тогда он оставался после тренировок и работал над ними дополнительно. И уже через неделю овладевал ими в совершенстве.
Карьера олимпийского чемпиона в ЦДКА подошла к концу после сезона-1961/62. К тому моменту профессиональное здоровье Генриха уже было на исходе: серьезнейшие нагрузки 11 месяцев в году не могли не отразиться на ментальном и физическом состоянии защитника.
После ухода из сильнейшей команды страны Сидоренко провел 4 сезона в ленинградском СКА и калининском МВО. При этом уже после окончания игровой карьеры его ждал неприятный сюрприз — 9 марта 1967 года, за три года до выхода на военную пенсию, его уволили со службы по состоянию здоровья. Эта новость, безусловно, надломила легендарного защитника. К тому же тренерская карьера у него не задалась, поэтому Генрих был вынужден искать работу. В итоге бывший защитник национальной сборной трудился гравером на кладбище, а позднее стал бригадиром землекопов. Жизнь заслуженного ветерана оборвалась 5 января 1990 года.