Десятки триллионов рублей: суд Петербурга назвал сумму ущерба от блокады Ленинграда
Сегодня, 3 октября, в городском суде Санкт-Петербурга прошло заседание по вопросу признания блокады Ленинграда актом геноцида. Это уже второе слушание по данному делу. Корреспондент ФАН побывал на процессе.
В начале заседания с обвинительным словом выступил прокурор Санкт-Петербурга Виктор Мельник.
«Проведены масштабные проверочные мероприятия, по факту совершения оккупационными властями Германии и их пособниками на территории нашей страны. Результаты которых позволяют сделать выводы, что блокада Ленинграда 1941-1944 годов являлась военным преступлением, преступлением против человечности и геноцидом национальных и этнических групп, представляющих собой население СССР, народов Советского Союза. Вместе с тем ни одним приговором, в том числе международной юрисдикции, действия оккупационных властей нацистской Германии и их пособников геноцидом не признаны. Установлено, что целью нацистских оккупационных войск и их пособников являлось полное уничтожение Ленинграда и его истребление его жителей», — рассказал прокурор.
Далее выступили коллеги прокурора, а также представители Музея обороны и блокады Ленинграда. В результате к делу были приобщены различные документы, фото- и видеоматериалы, включая дневники и письма (в том числе знакомый многим дневник Тани Савичевой). В частности, была озвучена одна из директив начальника штаба оперативного руководства верховного командования вермахта Альфреда Йозефа Фердинанда Йодля (повешен по итогам Нюрнбергского трибунала).
«Фюрер снова решил, что капитуляция Ленинграда, а позже Москвы не должна быть принята даже в том случае, если она была бы предложена противником», — гласит запись генерал-полковника.
Кроме того, была озвучена цифра нанесенного городу в результате действий немецко-фашистских захватчиков ущерба. При пересчете на нынешние цены она составила более 35 триллионов рублей (примерно 640 миллиардов долларов). По словам стороны обвинения, данная сумма была вычислена с привлечением экспертного сообщества СПбГУ.
После выступления стороны обвинения суд приступил к допросу свидетелей. В качестве очевидца событий выступила блокадница 1929 года рождения Нина Васильевна Сигал. Она рассказала про крайне незавидную участь жителей замкнутого в кольцо на протяжении почти 900 дней города. Она оказалась в окруженном городе в 12 лет, и вплоть до 1944 года находилась внутри.
«Кипяток — как основная еда была. Хлеб надо было на три части резать. И ни в коем случае не съедать все за раз. Кипяток и небольшая щепотка соли – уже были радость», — вспоминает она.
Иногда в рацион входили и вовсе не съедобные вещи.
«Маме как-то выдали в качестве дополнительного пайка костную муку. Я только потом узнала, что ей удобряют поля и кормят птиц», — рассказала блокадница.
Когда суд закончил с вопросами к свидетелю, вызвали экспертов по данному вопросу. Первым выступил профессор Европейского Университета, доктор исторических наук, один из ведущих исследователей истории блокады Ленинграда Никита Ломагин. Он рассказал, что проработал во множестве российских и зарубежных архивов и дал свою экспертную оценку по вопросу признания блокады Ленинграда актом геноцида. В частности, эксперт указал на то, что вермахт активно препятствовал поставкам в город продовольствия.
«Продовольственных запасов в городе было недостаточно и эти проблемы усугублялись тем, что нацистское руководство всячески препятствовало попыткам завоза в города продовольствия через практически единственный ресурс снабжения — Ладожское озеро, используя превосходство в воздухе, используя ресурсы первого воздушного флота. Поэтому с течением времени продовольственные нормы в Ленинграде последовательно сокращались. Всего таких сокращений было пять. Более того, город с санкции Москвы должен был при производстве хлеба использовать пищевые суррогаты, которые покрывали нормы двухмесячного потребления в городе. И фактически уже конца ноября 1941 года фиксируются случаи дистрофии и смерти от голода», — рассказал Ломагин.
Также он отметил, что бомбардировки города фугасными и иными снарядами суммарно не прекращались более 600 дней.
После Ломагина на трибуну вышел российский историк и публицист, научный сотрудник Института российской истории РАН Александр Дюков. Он рассказал, что у Третьего рейха еще до начала войны были планы заморить население СССР голодом и заселить эти территории немецкими колонистами.
«В отечественной, современной зарубежной историографии и тех источниках, что мне приходилось видеть лично содержится информация о планах нацистов в отношении Ленинграда, а также других городов нашей страны. Соответсвующее планы были сформированы до начала ВОВ, в рамках так называемого плана "голод". Плана, согласно которому, на оккупированных территориях СССР, путем вывоза сельскохозяйственной продукции, должен был быть организован голод и массовая смертность. В документах, которые опубликованы к настоящему времени, и которые датируются моментом до нападения на СССР говорится, что в результате этих действий десятки миллионов умрут. Об этом, в частности, говорится в записи совещания статс-секретарей германских ведомств, которое состоялось в мае 1941 года», — рассказал эксперт.
Отметим, что вышеуказанная концепция полностью соответствует идее Адольфа Гитлера о «жизненном пространстве на востоке» (Lebensraum im Osten) для немецкого народа, которую он описал в «Майн кампф» (книга запрещена в РФ).
Кроме того, Дюков указал, что реальное количество жертв в результате блокады Ленинграда может значительно превышать опубликованные ранее цифры. Он указал, что подлинное количество погибших может находиться на отметке 1,1 или даже 1,2 миллиона человек.
С его выступлением заседание завершилось. Следующие слушания по данному вопросу назначены на 11 октября.