Добавить новость
Главные новости Москвы
Москва
Октябрь
2022

Время отойти от пропасти. Эксперт Виктор Мизин об уроках Карибского кризиса и опасности разговоров о ядерной войне

0

Время отойти от пропасти. Эксперт Виктор Мизин об уроках Карибского кризиса и опасности разговоров о ядерной войне

" style=

16 октября исполнится 60 лет со дня Карибского или Кубинского кризиса, который впервые приблизил США и СССР к ядерной войне. Желая обеспечить безопасность СССР в ответ на размещение на территории Турции американских ракет средней дальности, советское руководство приняло решение тайно разместить советские ракеты на Кубе. В ответ США начали морскую блокаду Кубы и угрожали уничтожением советских ракет и кораблей. Противостояние могло закончиться обменом ядерными ударами, если бы стороны не пошли на компромисс. О значении событий тех дней Finam.ru рассказал эксперт в области международной безопасности, ведущий научный сотрудник ИМЭМО Виктор Мизин.

- Какие причины привели к Карибскому кризису?

Позволю начать с детских воспоминаний. Меня Карибский кризис коснулся лично: я ехал в машине вместе с дедом-военным с дачи, и водитель спросил моего деда «А война будет?». Я притих на заднем сидении, а дед промолчал, и я понял, что будет. Я знал, что означает молчание деда, и когда мы вернулись на дачу, я даже прощался со своими игрушками, размышляя о том, каким будет удар по СССР. Я его представлял, так как уже видел фильмы про Хиросиму и Нагасаки.

В среде разведчиков и военных, где я рос, Хрущева с самого начала считали, мягко говоря, неуравновешенным. Отношение к нему было негативным из-за сокращения армии, из-за посадки некоторых генералов. Именно поэтому его отстранение от власти в 1964 году было поддержано военными.

Что же касается причин, то Хрущеву было нужно показать нашим «друзьям» в соцлагере, что в случае чего мы придем им на помощь. Хочу напомнить, что это было время взрывной деколонизации, когда ряд стран Африки и Азии становились свободными, и СССР было важно показать: будьте с нами и мы вас защитим. Говоря о Карибском кризисе, нельзя забывать и о Суэцком кризисе (война между союзником США Израилем и арабскими государствами, союзниками СССР – прим. Finam.ru).

- Президент России Владимир Путин в недавней речи тоже говорил о фактической борьбе России против «колониализма». История повторяется?

В этом нет ничего необычного, ведь Россия после знаменитой Мюнхенской речи Путина в 2007 году позиционировала себя как лидер той части мира, которая не приемлет так называемый гегемонизм США, и с годами это оформилось более четко. Сейчас это «коллективный запад», а мы - лидер другой части мира. И значит мир вернулся к тому состоянию, в котором он был во времена «холодной войны». Но сейчас ситуация хуже, чем была тогда, потому что тогда существовали правила и «красные линии», хотя я не люблю этого словосочетания. Но раньше были вещи, которые нельзя было делать, даже в риторике, а сейчас идет оголтелое противостояние по всем фронтам.

- У руля США в момент Карибского кризиса стоял президент Джон Кеннеди, человек достаточно либеральных взглядов. Если бы это был более жесткий «ястреб», то можно ли говорить о том, что ситуация была бы хуже?

У Кеннеди была блистательная команда советников, такие как министр обороны Роберт Макнамара. Конечно преодолеть последствия кризиса помогла и блестящая советская дипломатия: здесь и заслуга Большакова, резидента ГРУ (Георгий Большаков, неофициальный посредник в переговорах между СССР и США – прим. Finam.ru) и Александр Феклисов (резидент КГБ в США – прим. Finam.ru) и поездку в США Микояна (Анастас Микоян, советский министр, один из влиятельных политиков СССР – прим. Finam.ru). Сейчас можно по-разному говорить, кто больше выиграл от разрешения кризиса, но я думаю, выиграли больше мы. Американские ракеты «Юпитер», которые буквально целились нам в сердце, впоследствии были убраны из Турции. При этом, конечно, весь мир понял, что в Москве сидит неадекватный человек, который играет с тем, с чем играть нельзя.

К тому же политики в США всегда рациональны, в этом я убедился, присутствуя на переговорах по разоружению в Женеве в 1985 году и наблюдая за президентом Рейганом. Вокруг него были такие блестящие советники, как генерал Брент Скоукрофт. Даже президент США Ричард Никсон был полной противоположностью Кеннеди, однако и он подписал немало важных договоров с СССР, да можно вспомнить и его «обнимашки» с Брежневым.

«Хочу сказать, и это очень важно: в итоге нам повезло. Именно удача предотвратила ядерную войну. В конце концов мы подошли так близко к ядерной войне. Рациональные личности: Кеннеди был рациональным; Хрущев был рационален; Кастро был рациональным. Рациональные личности были так близки к полному уничтожению своего общества. И эта опасность существует сегодня. Главный урок кубинского ракетного кризиса заключается в следующем: неопределенное сочетание человеческих ошибок и ядерного оружия уничтожит народы. Правильно ли, что сегодня имеется 7500 стратегических наступательных ядерных боезарядов, из которых 2500 находятся в 15-минутной боевой готовности, которые должны быть запущены по решению одного человека?» (Экс-министр обороны США Роберт Макнамара в интервью для документального фильма Fog of War («Туман войны»)

- Можно ли сравнить Карибский кризис и сегодняшнюю ситуацию?

И тогда мы находились у опасной черты и, к сожалению, находимся сейчас, поэтому я, в меру моих сил, пытаюсь настаивать, что хватит говорить о ядерной войне. Сам разговор о ядерной войне очень опасен. После того, что было в Хиросиме и Нагасаки, нельзя играть в ядерную войну. Сегодня на Западе начинают говорить о том, что в России якобы есть стратегия «эcкалации для деэскалации» и сейчас бесполезно кому-то доказывать обратное.

Поэтому, если возвращаться в то время, то наверно главный упрек, который члены Политбюро бросили Никите Сергеевичу Хрущеву, был в том, что он чуть не поставил мир на грань ядерной катастрофы. Хрущев пытался этим жонглировать, и если посмотреть на протоколы заседания Политбюро, ему как раз поставили в вину, что он принимал эти решения лично, не советуясь ни с кем, и с военными. Его сдали те же люди, которых он сам и привел во власть.

Приход Брежнева означал, что теперь мы будем все принимать коллегиально, да, с одной стороны - это круговая порука, с другой - и коллегиальная ответственность. Пришло руководство, которое на долгие годы работало над тем, чтобы выстроить образ сознательного респектабельного государства, которое понимает опасность ядерной войны. И это привело к тому, что Брежнев в 1975 году подписал Хельсинский акт о нерушимости границ в Европе и недопустимости применения силы.

Можно как угодно относится к Леониду Ильичу Брежневу, но он был на войне, и поэтому у представителей его поколения страх ядерной войны был очень сильным. При этом именно при Брежневе был создан ядерный паритет с США, и это его огромная заслуга. Сегодня же, и это видно, появляется такое отношение к ядерной войне, будто ядерная бомба — это какой-то гаджет и это очень опасно.

- Какие уроки сегодня, спустя 60 лет, мы должны вынести из Карибского кризиса?

Карибский кризис — это неплохое напоминание о том, как легко скатиться к пропасти и как нелегко от нее отойти.




Москва на Moscow.media
Частные объявления сегодня





Rss.plus




Спорт в Москве

Новости спорта


Новости тенниса
ATP

Джокович обойдёт Медведева в рейтинге ATP после выхода в полуфинал Australian Open






Съемкам в Сибири мешают комары: путь томского актера Петра Королева

2013 • Турнир "VALDAY STAR CUP" 16-18 Мая 2025г г.ВАЛДАЙ

Встреча на Холме Славы

Самолет Ан-24 при взлете выкатился за пределы полосы в Хабаровском крае