Держава и дорога
В.П. Грахов, С.А. Жилин, П.В. Роготнев. История строительства Сибирского тракта в Удмуртии: монография.
– Ижевск: Изд-во УИР ИжГТУ имени М.Т. Калашникова, 2021. – 504 с.: илл. – (Строители истории.)
В последнее время учёные, писатели и публицисты стали немало внимания уделять истории конкретного места, отражению в нём общероссийских, а то и мировых процессов.
Сибирский тракт не только в отдалённом прошлом давал уникальную возможность связывать центр страны с её провинциями, но отчасти продолжает это делать и нынче. Особенно важна сегодня связь регионов друг с другом. В принципе это уникальная возможность осознать: кто мы, какие мы, кто наши соседи по земле? Собственно, на них и попытались дать ответ Валерий Грахов, Сергей Жилин и Павел Роготнев, авторы книги «История строительства Сибирского тракта в Удмуртии». Работа вышла в серии «Строители истории».
Странно, но до сих пор об удмуртском участке Сибирского тракта были только разрозненные упоминания в научных трудах и отдельные страницы в краеведческих книгах. Никто не брался за научную работу, в которой Государева дорога стала бы главным действующим лицом и героем. Уж очень тема казалась неподъёмной. Но даже после выхода этого уникального труда авторы подчёркивают, что их книга всего лишь первые подступы к системному изучению прошлого удмуртского участка этой великой дороги.
Особенно радует вводная глава «Удмуртский транзит», где досконально рассматривается вопрос обращения к трактовой истории на самых разных уровнях – от столичного до провинциального, от научно-исторического до литературно-фольклорного. И что особенно важно, материал этот дан во многом в сравнении с другими территориями – «от Москвы до самых до окраин».
Держава и дорога связаны не только этимологически. Отправной точкой в исследовании многих первопричин достижений и поражений дня сегодняшнего стало именно развитие дорожной сети, в данном случае Сибирского тракта. Крайне интересно то, что во многом именно благодаря Сибирскому тракту прививалась не только техническая, экономическая, но и правовая грамотность среди населения «удмуртских» Глазовского, Сарапульского и Малмыжского уездов Вятской губернии. Об этом говорит огромное количество приводимых авторами примеров – торговых листов, заключённых условий и контрактов, актов приёмки самых разных объектов. Человек отвечал за свои дела и поступки не только залогом, но в первую очередь репутацией.
Вместе с тем это ни в коей мере не типично местная историко-краеведческая или научно-историческая книга. И дело даже не в массивном списке использованных источников и в том, насколько тщательно они проработаны. По сути, вся история России, формирование её государственности, различного рода реформ в той или иной степени нашли отражение и в сравнительно небольших отрезках Московско-Сибирского и Петербургско-Сибирского трактов, проходивших по территории современной Удмуртии.
Влияние тракта на формирование территорий не голословное утверждение. Поражает огромное количество примеров строительства и судеб самых разных объектов, свойственных любому почтовому тракту, всё то, что называется скучным словосочетанием «инфраструктура дороги», а на самом деле, конечно, было составной частью как жизни наших предков, живших в притрактовых селениях, так и тех, кто вольно или невольно путешествовал по Сибирскому тракту.
Открытий, порой совершенно неожиданных, при чтении книги будет немало. Например, то, что по Сибирскому тракту ещё «в 1867 году прекратилось движение арестантских партий в Сибирь, этапные пункты стали принимать лишь арестантов, отправляемых в пределах губернии». Настоящей «дорогой скорби и печали» с этого времени стали Волга и Кама, по которым баржи сарапульского купца Колчина доставляли каторжников до Перми.
Думается, книга «История строительства Сибирского тракта в Удмуртии» вызовет огромный интерес как научного сообщества, так и краеведов, музейных работников, архивистов, учителей истории, строителей, да и просто тех, кто неравнодушен к истории места, где выпало жить.