«Старомодная комедия». Перечитывая заново
Ею стала «Старомодная комедия» по мотивам пьесы Алексея Арбузова. Режиссёром выступил Роман Самгин, ученик Марка Захарова, человек в «Ленкоме» почти свой, так как его постановки с успехом идут на сцене театра. Постановщик пригласил сыграть главные роли в мегапопулярной в СССР пьесе не менее популярных сегодня заслуженную артистку РФ Олесю Железняк и народного артиста РФ Игоря Бочкина (актёр приглашён специально на эту роль).
Тема погружения в прошлое всегда благодатна для театра при условии, что публике близко то, о чём говорят со сцены. Можно сказать, что «Старомодная комедия», действие которой происходит в 60-е годы в Латвии, – спектакль-воспоминание, пробуждающий в памяти впечатления о поездке в Ригу, об отдыхе в Прибалтике, концертах в Домском соборе... Всё это есть в спектакле, который, однако, пронизан не только ностальгией по советским временам, но и остро созвучен с современностью: война оставила отпечаток на судьбах обоих героев. Поэтому не нужно лишний раз объяснять, почему пьеса так актуально звучит именно сейчас, почему именно сейчас так хочется видеть на сцене счастливый финал.
В доме отдыха на прибалтийском побережье встречаются двое: Лидия Васильевна – странноватая отдыхающая и Родион Николаевич – солидный главный врач санатория. На Лидию Васильевну поступают жалобы: она громко читает стихи, поёт рано утром и бегает ночью на море – одним словом, нарушает порядок. Родион Николаевич пытается угомонить чудаковатую даму, однако теряется под её неожиданным напором жизнелюбия и любопытства. От сцены к сцене словесные пикировки героев перерастают во взаимный интерес, а затем в притяжение двух одиноких людей, в чём они не торопятся признаться друг другу.
Сценография Виктора Шилькрота отсылает к популярным стеклянным галереям домов отдыха, где на втором этаже, словно за витринами, замерли манекены: то ли обитатели санатория, то ли прохожие, наблюдающие сверху за происходящим, то ли герои воспоминаний Лидии Васильевны и Родиона Николаевича. Наблюдают за парой и периодически возникающие на сцене двое незнакомцев в чёрных очках (Дмитрий Мальцев и Роман Рахимов). Им в спектакле отведена роль слуг просцениума: связывая фрагменты истории, они преображаются то в отдыхающих, то в циркачей, разыгрывая перед публикой небольшие акробатические номера и показывая фокусы, а то и подыгрывая Родиону Николаевичу на гитаре.
Музыкальным лейтмотивом постановки Романа Самгина становится хорошо знакомая старшему поколению песня «Голубка моя». И правда, Лидия Васильевна Олеси Железняк напоминает странную, яркую, смешную птицу, которая боится замолчать хоть на мгновение, иначе придётся столкнуться с огромным, не всегда дружелюбным миром. Её экстравагантность подчёркивают и причудливые костюмы Ирэны Белоусовой, намекающие на то, что героиня работает в цирке. Родион Сергеевич – Игорь Бочкин – полная противоположность своей партнёрши: нахохлившийся, сдержанный, может быть, даже нелюдимый, отгородившийся от всего остального с помощью работы и уютного домашнего уголка.
Игра актёров, словно дуэт Рыжего и Белого клоунов, в котором комедийная, гротескная, иногда на грани фарса игра Олеси Железняк оттеняется сдержанной, психологической манерой Игоря Бочкина. У неё, как у паяца, после шутливой тирады могут моментально брызнуть слёзы из глаз, а его показной колючий нрав вдруг исчезает, обнажая почти детскую растерянность. Их герои каждый по-своему избегают взаимодействия с реальным миром. Потому что так много пережито, что открыться в этом, обнажить душевные раны совсем непросто, а допустить друг друга в свой мир – ещё сложнее.
Они сближаются шаг за шагом: вот он догонит её после концерта, заметив слёзы у неё в глазах. А она принесёт ему в больницу домашней еды – уже не в аляповатом платье в ромбик, а в элегантном белом платье, надетом специально, чтобы произвести впечатление. Но самое важное так и остаётся недосказанным, за пределами текста. Однако зрителю понятно всё без слов по взглядам актёров, по их созвучию в молчании, по жестам и маленьким деталям. Один из таких моментов – когда Родион Николаевич после откровенного, неловкого рассказа Лидии Васильевны о своей нелёгкой судьбе молча, нежно поправляет шаль, спадающую с её плеч на колени. Она же резко вскакивает, гневно спрашивая: «Вы жалеете меня, что ли?»
Сегодня, может быть, самое сложное – сделать так называемый простой спектакль, где на сцене главное – взаимодействие двух людей. Двух замечательных артистов. Так расставить акценты, нюансы, чтобы самое основное читалось между строк. В данной сценической версии это вполне удалось. И хочется от всего сердца порадоваться за театр и за создателей спектакля.
Валерия Гуменюк
27 октября Московский государственный театр «Ленком Марка Захарова» отмечает 95-летие. «ЛГ» и театр связывают давние дружеские контакты. С недавних пор мы – информационный партнёр знаменитого коллектива. Поздравляем любимый театр с красивыми цифрами! И сообщаем: открылась выставка «Ленком. Без пяти сто», которую зрители могут увидеть в ближайшие несколько месяцев. Представлены вехи биографии «Ленкома» в фотографиях и архивных документах. В день рождения в театре состоится праздничное представление «Хрустальный бал «Хрустальной Турандот».