Одинаковая разность. Почему подходы Венгрии и Чехии к РФ противоположны
Две европейские страны — Венгрия и Чехия — если не близнецы, то очень схожи. Они почти одинаковы по площади, населению и по размеру экономики. Обе страны входили в советский блок, советские танки, подавляя народные волнения, грохотали гусеницами и по брусчатке проспекта Андраши в Будапеште и по Вацлавской площади в Праге. В 90-е годы венгры и чехи одинаково радовались распаду СССР, изгоняли советское наследие из своих стран и дружно вступили в Евросоюз. Но сейчас позиции официальных Праги и Будапешта по отношению к Москве резко разошлись, хотя структура экономического взаимодействия этих стран с Россией очень схожа.
Венгрия 60% используемой нефти и 85% газа получает из России, для Чехии эти цифры составляют около 70% и 60% соответственно. И Будапешт, и Прага реализуют проекты атомной энергетики. В Венгрии с 2014 года силами «Росатома» возводится атомная станция «Пакш» российского дизайна, и, несмотря на все санкционные турбулентности, стройка не прекращалась ни на день. В Чехии на АЭС «Темелин» 28 июня отказались от поставок ядерного топлива из России в пользу французских и американских поставщиков, а концерн «Росатом» был исключен из тендера на строительство нового блока на АЭС «Дукованы». При этом обе станции были возведены при помощи СССР и по нашим технологиям.
Венгерские власти осознали, что выполнение всех европейских санкций против РФ в полном объеме стало бы, по выражению премьер-министра Виктора Орбана, «настоящим ядерным ударом по венгерской экономике». Прага же входит в число наиболее яростных сторонников полного отказа от сотрудничества с Россией. Едва президент Путин заявил о предложение по строительству газового хаба в Турции, упрощающее поставки российского голубого топлива в Европу, как именно чешский министр промышленности и торговли Юзеф Сикела выразил надежду, что все страны ЕС откажутся от закупок газа из РФ через этот маршрут: «Вопрос в том, как будет работать этот центр? Потому что все в Европе будут знать, что это российский газ. Я ожидаю, что Европа не купит его».
В чем причины такого различия в позициях двух стран, объясняет директор Института политических исследований Сергей Марков: «Идет борьба между двумя мировыми группировками. С одной стороны, это условные националисты, отстаивающие национальные интересы, с другой — условные глобалисты, ориентирующиеся на евробюрократию, Лондон и Вашингтон. В Чехии глобалистам удалось победить, а в Венгрии мощный политик Виктор Орбан оттеснил их на политическую периферию. Поэтому так разнится подход Праги и Будапешта к России.
Кроме того, исторически венгры всегда боролись за свою независимость, и хоть и входили в состав империи Габсбургов, но с высоким статусом, отраженным даже в названии — Австро-Венгерская империя. А Чехия всегда "вписывалась” в различные империи, умело приспосабливаясь к новым сюзеренам. Вероятно, этот исторический опыт двух народов проявляется и сейчас».