Какими были женщины в 20-е годы XX века
20-е годы XX столетия стали настоящим взрывом в истории человечества. Эпоха джаза, чарльстона, ар-деко, синематографа, колоссальной урбанизации, бурного промышленного роста. Эпоха словно знала, что все закончится невероятным крахом – Великой депрессией, и потому торопилась, гнала, летела на всех парах вперед. Женщины обнажены как никогда, властны и податливы, умопомрачительны! Долой корсеты! Мода 20-е — это легкие прямые платья, опутанные длинными нитками жемчуга. Манящие и соблазнительные, плавные и дикие, женщины живут ради наслаждения. И понятно почему.
Мы продолжаем цикл статей о моде и женщинах XX столетия. Вдохновением для него стал авторский проект . В рамках которого Татьяна воссоздала оригинальные женские образы прошлого столетия, а воплотили их обычные белоруски. Изюминка проекта в том, что все детали гардероба, от платья до брошей и сумочек, – из личной ретроколлекции Татьяны. Именно они помогают в стилизации модных образов ХХ века.
Первая мировая война перевернула привычный мир с ног на голову. Кровь, боль, голод, революции, страшная эпидемия «испанки» – в течение десяти лет люди непрерывно боролись то с врагом внешним, то с внутренним.
К началу 20-х годов, изголодавшись по нормальной жизни, европейцы и североамериканцы буквально пустились во все тяжкие! Мир снова наполнился красками, ожил, забурлил, вздохнул полной грудью. Мода на простоту и скромность исчерпала себя окончательно – и женщины расцвели, отдавшись во власть новой эпохе. Причем не только в отношении одежды, но и в стиле поведения, в свободе выбора, даже в некоторой непристойности.
Разумеется, речь идет не о крестьянках и обывательницах — о богеме. О людях, которые задавали тональность всему десятилетию. О тех, кто смело вводил в обыденность невероятные по тем временам вещи: свободу сексуальных отношений, смешение рас, женские права, «черную» музыку, сюрреализм. Именно по ним мы сегодня идентифицируем основные признаки 20-го десятилетия.
Джаз, секс и спорт
Получив, наконец, после долгих военных лет возможность снова стать прекрасными обольстительницами и не стыдиться при этом откровенности, женщины 20-х годов использовали ее максимально. Роскошнее и загадочнее, сексуальнее и притягательнее дамы с тех пор не были никогда.
Историки моды говорят о том, что первое послевоенное время XX столетия навсегда провело черту между модой прошлого и будущего. Именно с 1920-х годов начинается современное прочтение женского образа: короткие стрижки, яркий макияж, маленькое платье, тонкий мальчишеский силуэт, обилие бижутерии, смелое сочетание цветов.
Дамы всерьез озаботились фигурой, ведь тонкое шелковое платье-комбинация вкупе с соблазнительной ниткой жемчуга требовали определенной худобы и миниатюрности, а короткие завитые волосы – длинной и красивой шеи.
Мода на худобу стала толчком к созданию спортивного стиля. Женщины наравне с мужчинами начали участвовать в спортивных состязаниях, в автомобильных гонках, пилотировали самолеты.
Модницы 20-х взяли на вооружение… пижамы! Модельер Жанна Ланвен создавала такие элегантные пижамы, что женщины отваживались выходить в пижамных костюмах на улицу и использовать их как вечернюю салонную одежду: сшитые из струящихся тканей, богато отделанные кружевами, вышивками, бахромой. В то время на пик популярности вышел трикотаж, из которого шились и первые купальники, и модные пальто.
В моду вошли укороченные платья и туфельки на устойчивом каблуке. Эмансипированные дамы нового десятилетия умели не только работать, но и знали толк в развлечениях. Шумные джазовые вечеринки, на которых женщины отплясывали до упаду, способствовали введению в моду укороченных платьев и туфелек на устойчивом каблуке.
До сих пор туфли с закрытым носом на перепонке и небольшом каблучке являются классикой для занятия бальными танцами.
Цель жизни — наслаждение
Уставшие от тягот войны, женщины и мужчины включились в наслаждение жизнью на полную катушку! Городские танцполы буквально горели под ногами прелестных и отчаянных танцовщиц.
Самой эксцентричной и неповторимой танцовщицей 20-х по праву считается . Она пела, танцевала, кувыркалась, гримасничала, вертелась, как сказочный чертенок.
«…В финале своего номера Жозефина убегала на четвереньках, с задранным выше головы, как у молодого жирафа, задом. И при этом комизме она была необыкновенно эротична. Гибкая, как змея, с поющими руками, с жарким блеском глаз и с кожей цвета кофе с молоком, она притягивала внимание всего зала. И как Жозефина танцевала чарльстон! Так не танцевал никто. Казалось, в ее ногах поселился веселый бес, который и руководит танцем. Это не женщина, это не танцовщица – это нечто непостижимое, такое же восхитительное, как сама музыка», – так писали о ней в то время.
И знаете, в этом коротком кусочке текста зашита вся энергия 20-х годов прошлого столетия. Неистовое, сногсшибательное, безудержное время!
Колоритный персонаж Ильфа и Петрова Эллочка-людоедка – яркий пример девушки 20-х годов. Независимые молодые особы в то время назывались флэпперы (от английского flapp – «хлопать»), имели свой сленг, который вводил в ступор порядочное викторианское поколение бабушек и дедушек, и хотели только одного: наслаждаться жизнью!
Некоторые словечки флэпперов до сих пор встречаются в американском сленге, а иные – и в русском: о важном человеке могут сказать big cheese (русское соответствие – «большая шишка»), пожилого любовника юной красотки до сих пор называют daddy – «папик», а девушку, мечтающую об олигархе, – gold digger, «золотоискательницей».
В американской литературе романтизировал образ жизни флэпперов писатель Фрэнсис Скотт Фицджеральд, а в жизни олицетворением независимой и сумасбродной бунтарки стала его жена Зельда.
Румяные коленки, огромные глаза и шляпки
В 20-е годы женщины густо обводят черным вокруг глаз и используют темно-красную помаду с экзотическими названиями типа «бычья кровь». В моде огромные глаза и крошечный ротик. Новый контур губ назывался «лук Купидона»: изгиб верхней губы напоминает волнообразную рукоятку лука, а нижняя – натянутую струну. Были даже специальные изобретения, которые помогали девушкам добиться желанного эффекта губ.
Поскольку теперь платья открывают ноги, дамы начинают румянить коленки! Очень модными становятся чулки с рисунками, а самые отчаянные модницы носят на щиколотках наручные часы. В моду входит загар, который несет скорее протестную функцию отказа от всего старого, в том числе от аристократической бледности, бывшей в почете в конце XIX – начале XX века.
Шляпки, значение которых практически полностью умалилось в наше время, в 20-е годы были исключительно хороши! Их расшивали бисером и украшали перьями, лентами, брошками и булавками.
Самые популярные модели того времени – небольшая круглая шляпка с полями. Особенно любимой у модниц была фетровая шляпка-клош, имеющая форму колокола. Летом такая шляпка могла быть сделана из соломки, для холодного времени года – из чего угодно. Важен был не материал, а форма. Модные головные уборы отделывались декоративными строчками, цветами, расшивались стразами.
В октябре 1929 года крах на Нью-Йоркской фондовой бирже положил конец беззаботной эпохе флэпперов. Наряды стали более скромными и консервативными, а нравы – более строгими, материальное благосостояние огромного количества людей оказалось под угрозой.
В Америке началось тяжелое время – Великая депрессия, длившаяся почти 10 лет. Блюстители нравственности с горьким торжеством говорили, что Божья кара пала на тех, кто считал главным в жизни бунт против традиций и озорное веселье. Так начались удивительные 30-е, о которых читайте .
Правила «маленького черного платья»
Коко Шанель на протяжении 20-х годов продолжает свое триумфальное шествие, предлагая женщинам совершенно иной, свободный стиль одежды. Истинная элегантность всегда предполагает беспрепятственную возможность движения, поэтому удобство и комфорт – вот главное, что отличало модели Шанель от нарядов других кутюрье. А в 1926 году мадам Шанель создает своей бестселлер – маленькое черное платье. И неотъемлемые правила его ношения:
• платье обязательно должно закрывать колени (минимум быть до середины колена);
• никаких декорированных деталей (оборок, воланов, складок, драпировки, бахромы) на самом платье;
• обязателен четкий акцент кроя на талии;
• рукава отсутствуют или длинные узкие рукава без декора;
• к платью обязательны тонкие черные чулки или колготки;
• туфли-лодочки, обязательно закрывающие пальцы;
• никаких крупных украшений;
• небольшая дамская сумочка.
Татьяна АНЮКОВА, автор проекта «Ретроосень», хозяйка ретрогалереи «Красота и мода. XX век»:
– Золотые 20-е: чарльстон и джаз, маленькая прическа, темные волосы и красные губы, свободная любовь, увлечение Востоком, контроль над рождаемостью, короткие юбки… и Великая депрессия!
А вот в Советском Союзе это времена нэпа и возрождение парфюмерной промышленности, так как в 1917 году легендарная «Империя Брокара» превратилась в Замоскворецкий парфюмерно-мыловаренный комбинат № 5. Обратите внимание: № 5.
В 20-е годы комбинат переименовывают в «Новую зарю», а неповторимые духи «Любимый букет императрицы» воссоздают под названием «Красная Москва», в чем заслуга главного парфюмера «Империи Брокара» Августа Мишеля. Повезло нам, что его не расстреляли большевики. И «Красная Москва», кстати, выпускается по сегодняшний день.
Татьяна МАЦКЕВИЧ, участница проекта:
– Когда попадаешь в ретростудию к Татьяне Анюковой, мгновенно окунаешься в атмосферу творчества, творения, желания творить самой. Талант и профессионализм людей, которые работают в студии, захватывают и завораживают. Несколько взмахов кисти – и я оказалась там, в 20-х годах ХХ столетия.
Когда Татьяна начала рассказывать про то время, я заинтересовалась еще больше. И дома с удовольствием почитала про моду того времени. Даже спустя время после участия в проекте сохранилось приятное послевкусие от моего образа, от раскрытия себя, от ощущения безграничности творческого процесса. А еще от того, что важно и нужно заниматься тем делом, которое вдохновляет, – так, как это делают в студии у Татьяны Анюковой.
Аня КРАСНОРЯДЦЕВА, участница проекта:
– Участие в проекте «Ретроосень» – это незабываемое путешествие в мир красоты прошлого столетия. Создавая мой образ, Татьяна Анюкова много и увлеченно рассказывала о 20-х.
Перед тем как приступить к работе над образом, мы просмотрели много фильмов из тех времен и о тех временах. Ну и конечно же, я прочувствовала себя окончательно в образе только тогда, когда увидела себя полностью с макияжем, прической и в одежде в зеркале.
Текст: Мария Столярова; Фото: фотостудия LDFstudio; PR: Елена Василькова; Идея, стиль, прически, макияж: Татьяна Анюкова и L’Atelier De L’Image
Текст gorodw.by