За "крышу" надо платить. Неприятная правда о визите Си в Москву
Визит главы КНР в Россию закончился. Дам несколько комментариев на сей счет.
1. В плане информационной составляющей визит получился без ложной скромности очень сильным. Чего стоит хотя бы тот же обмен тостами. Я вот не припомню, чтобы Путин или Си по итогам переговоров с кем-либо поднимали бокал вина за дружбу и произносили восхваляющие визави тосты (поправьте, если я ошибаюсь). До сих пор же им приходилось сталкиваться с откровенными "шулерами", грубо нарушающими дипломатическую этику. То Макрон беспардонно, сольет в сеть детали доверительных переговоров с Путиным, то премьер-министр Канады Трюдо отметится тем же только уже в адрес Си. А посему мир увидел двух, (подчеркиваю), серьезных политиков, умеющих договариваться и выстраивать долгосрочное партнерство в доверительном ключе, а не в западном назидательно-лихом стиле: "Вы нам все, а мы вам ничего". И это не может не привлекать страны, уставшие от откровенного лицемерия и хамства Запада.
А уверенные взгляды, теплые улыбки и взаимоуважительный диалог двух руководителей говорят лишь об одном – визит получился успешным, и пакет соглашений, который явно согласовывали не один месяц, подписан. И это несмотря на все подножки, которые западники ставили России и Китаю в преддверии визита: как тот же выданный ордер на арест Верховного или же обвинения русских в нападении на китайских граждан в ЦАР. Попытки Запада неизбирательными фортелями сорвать визит и расстроить союз с Китаем попросту обнулились, и это вызывает у них сильное раздражение.
Ну и вишенкой на торте стал проигнорированный "королек", который все эти дни транслировал слова известной композиции: "Позвони мне, позвони. Позвони мне, ради Бога". Но звонка от Си он так пока и не дождался.
2. Предложу вам вот какую метафору. Российско-китайский союз западники воспринимают как эдакую Тортугу – мятежное образование, с заявкой на пристегивание к себе "отступников" и других инакомыслящих, которые ставят под сомнение либеральные ценности и традиционную гегемонию Западного мира. С нашего же "угла" видится все это иначе. Российско-китайский союз – реинкарнация Пьемонта образца 19 века, запустившего в Италии "рисорджименто" – процесс объединения раздробленного итальянского государства. Так вот в понимании Москвы и Пекина, российско-китайский союз – может стать эдаким современным Пьемонтом – центром притяжение всех недовольных, или союзом, под стягами которого будет происходить постепенное объединение всего мира против западной тирании.
3. Пункт менее, так скажем, приятный для нас. Уже многие обозреватели говорят, что достигнутые договоренности с Си нам абсолютно невыгодны, потому что автоматом присваивают России статус "китайского вассала". Перспективу рисуют такую: Пекин, мол, полностью займет наш рынок и с еще большим аппетитом продолжит выкачивать из нас ресурсы, а в замен будет снабжать нужными товарами. То есть Россия иглу зависимости от запада променяет на иглу зависимости от Китая.
Тут соглашусь, но лишь частично. Во-первых, Россия далеко не "страна-бензоколонка", и, думаю, нам есть, что положить на стол китайским товарищам. Во-вторых, раздраженная реакция Запада на визит, как лакмусовая бумажка, показывает, что Россия и Китай достигли неких скрытых от посторонних глаз договоренностей, явно не нравящихся нашим "партнерам", но явно выгодных обеим сторонам.
Между тем, ситуацию надо оценивать трезво и держать в голове простую истину: политика – искусство возможного. И на данный момент возможности у России весьма ограничены. И минувший год со всеми перегруппировками, жестами доброй воли и продлением невыгодных для нас зерновых сделок это весьма ярко показал. И это говорит об одном, что Россия в одиночку, как бы нам не хотелось, и как бы многие не надували щеки, победить коллективный Запад, с приемлемым для нас исходом (с необескровленной экономикой и минимальными потерями) увы, пока не может. Хотя бы по той простой причине, что мы сильно завязаны на технологии и параллельный импорт, которому западники пытаются всячески препятствовать.
А посему, неприятная правда состоит в том, что Россия, учитывая продолжающиеся, повторюсь, жесты доброй воли и перегруппировки, в геополитике напоминает лишь "объект с признаками субъектности" (это никакой не вассал, но и не полноценный субъект, как СССР или США). То есть, мы влияем на процессы, но ограниченно, не имея возможности навязывать свою волю и игру, а зачастую даже сами становимся лишь фигурой на доске чьих-то шахматных партий. Как, например, в случае с партией между США и Китаем. Всем ясно, что происходящее в Восточной Европе – лишь прелюдия к большому конфликту между США и КНР, задача которого – сбросить с доски Россию или по крайней мере добиться ее абсолютной лояльности и враждебности к Китаю. А Пекину перед финальной схваткой с Вашингтоном Россия в таком статусе явно не нужна, а нужна сильная и способная оттянуть на себя значительную часть американской угрозы. Поэтому наше поражение Пекину абсолютно невыгодно. А посему союз России и КНР не имеет признаков вассалитета, как многие говорят, скорее это взаимовыгодное сотрудничество, в котором переговорные позиции сильнее у Китая.
Хорошо это или плохо (нужда, не вассалитет России в Китае), вопрос неверный. Это объективная реальность, горькая, но реальность, и логика развития демократической России с медленным вставанием с колен после 90-х, с двумя Чеченскими, КТО на Кавказе, слепой верой в Запад, которую по инерции сквозь года элита пронесла с собой еще с развалом СССР, ну и геополитическим соседством с "заклятыми друзьями" в лице Европы и вечно приближающимся НАТО. Могли бы лучше подготовиться? Наверное, да. Но как говорится, "не шмогла". Имеем, что имеем. Поэтому тут уж 2 варианта – возможный проигрыш в одиночку (можем и выиграть, но выйдем обескровленными) или достижение целей с надежным китайским тылом. Но тут, как говорится, за все нужно платить. И за такую "крышу", увы, тоже.
Главное, что после этого не проворонить окно возможностей, когда наступит транзитный период и конфликт будет перемещаться в АТР – заняться вплотную своей экономикой, обновлением армии и восстановлением полноценной субъектности. Задача эта вполне посильная.