И в тюрьме не все воры: исполнилось 70 лет со дня самой масштабной амнистии в СССР
0
– Смерть Сталина запустила ряд глобальных процессов в стране, – пояснила Metro старший научный сотрудник Музея истории ГУЛАГа Татьяна Полянская. – Речь о либерализации уголовной системы с последующей всеобщей амнистией и о выводе всех крупных экономических проектов из-под ведомства МВД.
После смерти Сталина новое руководство страны собиралось заявить об изменении политического курса развития. Без согласия триумвирата Берия-Маленков-Хрущёв ни одно решение тогда не принималось. Берия инициировал амнистию, чтобы показать несогласие с прошлым режимом.
Многие ошибочно считают, будто послабление режима началось после XX cъезда партии в 1956 году, под руководством Никиты Хрущёва. Однако действия Берии в 1953-м говорят об обратном.
– Как показывают документы периода весны 1953 года, Берия был не согласен с политикой Сталина по многим вопросам. Но в силу боязни за собственную жизнь и высокое положение он не мог выступать против его предложений и линии управления государством, – рассказывает историк Михаил Гершзон.
Номер газеты "Правда", в котором был опубликован указ об амнистии.
Государственный Архив РФ, предоставлено Музеем истории ГУЛАГа
Фото:
Однако смерть Сталина развязала ему руки. В первую очередь амнистия Берии касалась людей, осуждённых по лёгким статьям, из лагерей отпускали не только тех, кого "закрыли" на срок до 5 лет, но и граждан, осуждённых за хозяйственные, воинские и должностные преступления больше чем на 5 лет. В число амнистированных ещё вошли женщины – c детьми возрастом до 10 лет, беременные, несовершеннолетние, мужчины старше 55 лет и женщины старше 50, а также страдающие неизлечимыми недугами. Тем заключённым, которых приговорили больше чем к 5 годам, сократили срок наполовину.
Были и те, кто под амнистию не попал. В их числе оказались осуждённые на 10–25 лет за бандитизм, умышленное убийство, за хищение социалистической собственности в особо крупных размерах и за контрреволюционные преступления.
– Эти меры практически не коснулись только одной категории заключённых – политических, – дополнила Татьяна Полянская.
Бытует мнение, что после амнистии начался уголовный разгул. Яркой иллюстрацией к которому стал фильм 1987 года работы режиссёра Александра Прошкина "Холодное лето пятьдесят третьего...". В нём рассказывается как амнистированные уголовники напали на глухую сибирскую деревню.
– Какой-то кратковременный всплеск количества преступлений, которые совершили вернувшиеся из заключения люди, был безусловно. Но он не носил глобального масштаба. Важно отметить, что в ещё послевоенные годы банды уголовников бесчинствовали на просторах всей страны. Так что и без этих амнистированных заключённых хватало жестоких преступлений, – объяснил Гершзон. – Ещё один штрих очень хорошо характеризует эпоху. И во времена Сталина было воровство на государственном уровне (быть может не в таких масштабах, как в дальнейшем) и были "блатняки". Вот такой пример – землетрясение в Ашхабаде 1948 года. Люди поехали восстанавливать город, а директор местной киностудии в то же время воровал. Данный случай обсуждался на коллегии Министерства кинематографии в Москве. Чем дело закончилось, не знаю, но это яркий факт. Были и другие случаи – уголовных преступлений хватало. Не думаю, что на общем фоне разгула вооружённых банд амнистированные как-то сильно выделялись.
Самым важным в этой инициативе Берии, по словам историка, было то, что она послужила толчком к пересмотру уголовных дел и что люди стали более активно подавать прошения на их пересмотр.
– По моему мнению, амнистия была правильным решением, – сказал он. – Она получила продолжение и в последующие времена, начиная с 1954-го, когда началась реабилитация осуждённых по политическим мотивам. Но кого-то освободили уже в 1953-м. Например, певицу Нину Русланову, жену Молотова Полину Жемчужину, арестованных по делу врачей. Также в это время начался процесс реабилитации не досидевших до амнистии граждан, посмертно. Это тоже следствие указа Берии.
Заключённые Северо-Восточного исправительно-трудового лагеря на работах.
Государственный Архив РФ, предоставлено Музеем истории ГУЛАГа
Фото:
Факты
На 16 ноября 1953 года общее количество освобождённых составило 1 201 606 человек, из которых:
осуждённых на сроки до 5 лет – 551 551;
осуждённых на сроки свыше 5 лет за должностные, хозяйственные и воинские преступления – 49 745;
женщин, имеющих детей до 10-летнего возраста, – 57 132;
беременных женщин – 6013;
несовершеннолетних – 5684;
мужчин старше 55 лет – 44 210;
женщин старше 50 лет – 18 044;
страдающих тяжёлыми неизлечимыми недугами – 43 411.
Также были прекращены дела на более чем 400 тысяч человек, которых тюремные нары ждали в перспективе.
Общее число заключённых в лагерях после амнистии 1953 года сократилось более чем на 52 процента.