Эксперты высказались о Горьком к юбилею писателя: "Главный миф – что его убили Сталин и Ягода"
0
– Укоренилось мнение, будто Горький вышел из народа, но есть нюансы, – рассказывает Metro автор книги из серии ЖЗЛ о писателе Павел Басинский. – Он родился в мещанской семье, если быть точным по сословию – в цеховой, ремесленнической. Его дед возглавлял нижегородский цех, был одним из гласных в гордуме, влиятельным человеком. У него были красильные мастерские и два дома в Нижнем Новгороде. Но в какой-то момент в семье всё посыпалось, началась череда несчастий для мальчика, но он преодолевал трудности, закалял характер, проявлял волю.
Когда Горький стал сиротой, его и взял на попечение дед, но вскоре "отправил в люди" – не хотел содержать.
– Был период скитаний по стране, когда он много общался с босяками, – продолжает Басинский. – Это был Горький-романтик, Горький-ницшеанец, Горький-проповедник, поддерживавший культ сильной, яркой личности, в том числе преступной – вспомним "Челкаша". Он же любовался вором Челкашом. И тогда же Горький узнал Россию очень хорошо и глубоко изнутри. При этом ничего не окончил, кроме начальной нижегородской школы, и всю жизнь занимался самообразованием. К концу его жизни советские академики говорили, что Горький спокойно может общаться на самые учёные темы.
Как литератор Максим Горький дебютировал в 1892 году в тифлисской газете "Кавказ", где напечатали рассказ "Макар Чудра". А в 1898 году вышел первый сборник Горького, его рассказы и очерки, – и сенсационный успех. Как считает эксперт, тогда просто "пришло время" Горького – читателям хотелось "революционной романтики".
– Он стал связующим звеном в интеллигенции, которая была расколота, – подчеркнул Басинский. – Она обратила свой жадный взор на человека из народа – так его тогда воспринимали. Их интересовало, а что думает народ, вся эта огромная, молчащая крестьянская масса. Они думали, что в лице Горького эта масса что-то говорит. Но в его лице не она тогда говорила, а говорили, скорее, социальные низы. Кроме того, в первых произведениях Горького уже появились ницшеанские мотивы, новая для того времени европейская философия. Всё это как-то в нём соединялось и вызывало интерес.
Новый прорыв Горького – пьеса "На дне", написанная в 1902 году. Московский художественный театр поставил по ней спектакль, в котором Сатина сыграл сам Станиславский. Также в постановке участвовали Иван Москвин и Мария Андреева.
– Он был необычайно талантлив, дарил литературе яркий стиль и "новое слово" – после Толстого и Чехова. Привлекал внимание не только литературой, но и активной общественной позицией, дружил с Роменом Ролланом, общался со Стефаном Цвейгом, Андре Жидом, Луи Арагоном, ведущими европейскими писателями, – говорит Басинский.
Горький увлёкся идеями социализма и вступил в партию большевиков, стал плотно общаться с Лениным, который дважды приезжал к нему на Капри. К нему ездили туда Бунин, Шаляпин, Андреев. А в 1913 году он вернулся в Россию.
– Горький выступал против мировой войны, занимал толстовскую позицию, – отмечает Басинский. – Принял Февральскую революцию, но не принял Октябрьскую – как и почти вся писательская интеллигенция. Снова оказался в вынужденной эмиграции. Но когда вернулся, ему мало уже было стать писателем. Горький хотел заниматься широкой культурной деятельностью, он был очень активным. Чего в нём не было, так это высокомерия к другим литераторам. Это единственный великий писатель, который любил читать других, а не только себя.
С точки зрения Басинского, о Горьком существует несколько мифов.
– Главный – что его убили Сталин и Ягода, – поясняет эксперт. – Я не разделяю этой версии, нет никаких доказательств. Между прочим, Ягода был вхож в семью Горького. Ещё миф – что Горький верно и преданно служил Сталину. Да, он писал и печатал статьи, в которых восхвалял вождя. Но тогда почти все писатели так делали. Отношения Горького со Сталиным были непростые. Он поддерживал антисталинскую оппозицию – Бухарина, Рыкова, Зиновьева, общался с ними. Сталину это не нравилось. Между ними возникали серьёзные разногласия.
По словам эксперта, Горький был очень разным в общении. На него сильно влияло то время, в котором он жил.
– Совсем ранний Горький был в соломенной шляпе, расписной рубахе, сапогах, – рассказывает Басинский. – Он мог быть грубоватым. В Петербурге, когда его чествовали писатели, он очень грубил, был резок. А вот Горький, уже поживший в Европе, вошедший в элиту, был другим. Сохранились портреты каприйского периода Горького – на них он хорошо одетый, изящный, аристократичный. Его рисовали многие великие художники – Серов, Корин, Бродский. На их портретах он всегда разный. Это очень сложная, пёстрая фигура. Говорят, он был первым советским писателем, но, по сути, Горький вернулся в СССР в 1933 году, а в 1936-м уже умер. Тем не менее за эти годы он многое сделал для советской литературы. И всё же он был больше фигурой Серебряного века. Это период, в котором было много умственных, философских, художественных течений. Бурное развитие театра Станиславского, российского кинематографа, дягилевского балета, живописи "Мир искусства". Появилось множество поэтических течений – символистов, акмеистов, имажинистов, футуристов. Горький воплотил в себе всю эту пестроту и был единственным человеком, способным общаться со всеми.
Максим Горький.
Getty
Фото:
"Был волевой, мог припугнуть"
Физиогномист Екатерина Ванчинова согласилась для Metro проанализировать портрет Максима Горького (снимок сделан в 1903 году), не зная, что это он. Мы выслали ей "фрагменты" лица русского классика литературы, по которым она давала возможные характеристики.
– Судя по лбу, это был человек творческий, волевой, мог надавить, даже припугнуть, но при этом осторожный, просчитывал разные варианты событий, чтобы в случае необходимости прикрыть свой тыл. Есть вероятность, что вёл себя не очень сдержанно. Возможно, был музыкальный слух. Умел "слышать" людей, чтобы находить в них слабые места. После 30 лет предпочитал действовать, а не размышлять. Расстояние от бровей до линии роста волос говорит о том, что его духовный мир по каким-то причинам сузился, стало меньше пространственных размышлений, зато он начал больше действовать. То, что у него на фото ярко выраженные межбровные вертикальные складки, говорит, что он мог давить на людей.
Далее мы предложили эксперту оценить глаза Горького.
– Изначально он был оптимистом, но стал реалистом, – анализирует физиогномист. – Обычно надеялся на лучшее, но заранее просчитывал все варианты, в том числе худшие. Об этом говорят уголки глаз – с правой стороны уголок чуть приподнят от горизонтали. Это человек, который был открыт к новой информации, мог ею делиться. Любил командовать. Были проблемы с желудком, "проседали" функции печени. Вероятно, у него было развито стратегическое мышление. Изначально это был дальновидный человек, однако на фото глубина посадки глаз говорит о том, что на момент съёмки он жил "здесь и сейчас".
Оценивая нос, Ванчинова отметила, что человек на фотографии – волевой, но с признаками нестабильности психики.
– Присутствует внутренний раскол души. Это человек, который может быть вечно чем-то недоволен. Искривление носа указывает на кривой позвоночный столб, а значит, могли быть перепады давления.
Ознакомившись с тем, как выглядит рот Горького, эксперт предположила, что человек был холодным – из-за прямой межгубной линии.
– При этом умел взаимодействовать с разными классами людей. Легко мог вести разговоры на самом разном уровне. В диалогах ему легко давалась роль "свой среди чужих". Об этом говорит бугорок на нижней губе.
Эксперт подчеркнула, что об эмоциональности и нестабильности Горького свидетельствуют три параметра – нервная линия роста волос, недостаточно очерченные крылья носа и двойственность на тонком уровне (человек сам с собой в конфликте).
– Общее впечатление – это уставший человек – не в моменте, а на глобальном уровне. В первую очередь он устал от самого себя, от своих внутренних метаний.
Екатерина резюмировала, что все признаки взаимодействуют друг с другом, – нельзя, например, точно сказать, что человек холодный, только по одному признаку. По её словам, на лице у человека есть более 100 разных признаков и все они связаны друг с другом.