Главные новости Крымска
Крымск
Ноябрь
2018

Черная смерть. Часть 1

0
Четырнадцатый век от рождества Христова был жестоким временем. Началось с того, что в начале века стал меняться климат, и пришло похолодание, которое иногда называют малым ледниковым периодом. Почему оно наступило, никто сказать не может, но последствия были глобальные. Трехвековой период мягкого и теплого климата, давший возможность европейским народам богатеть и увеличиваться численно, канул в небытиё. Для Европы катастрофой стало ослабление Гольфстрима, теплого атлантического течения, которое перестало обогревать Старый Свет. В результате в 1315 году европейцев ждал страшный неурожай. По всей северо-западной Европе начался великий голод, продлившийся несколько лет. Британия, Франция, Скандинавия и Германия голодали жутко. Весь социальный строй этих стран рухнул. Наступило время хаоса, массовой преступности и запредельной жестокости. Убивали за корку хлеба, а людоедство стало массовым явлением. По разным оценкам, умерло до четверти населения этих стран. Выжившие хронически недоедали, из-за чего их иммунная система была ослаблена, что приводило к повышенной смертности и различным эпидемиям.
На другой стороне Атлантики тоже было нерадостно: побережье буквально замерзало, а центральные и западные земли современных США стали засушливыми и превратились в регион пыльных бурь. Возможно, что именно из-за этого предки ацтеков были вынуждены покинуть свою землю и двинуться на юг, чтобы в 1325 году осесть на территории современной Мексики.
Досталось и китайцам, у которых сначала засуха в междуречье Янцзы и Хуанхэ привела к голоду, а затем, в 1333 году из-за проливных дождей произошло наводнение, в котором погибло до 400 000 человек. Далее в Поднебесной начались эпидемии и землетрясения. Хорошенько подумав, местное население пришло в выводу, что все эти напасти вызваны тем, что страной правит неугодная небу чужеземная власть. В результате начались мятежи против монгольской династии Юань, которые перешли в восстание красных повязок, а затем – многолетнюю кровавую гражданскую войну.
Южной Европе досталось от извержения Этны в 1333 году, накрывшего пеплом юг Италии и Кипр, а затем, 25 января 1348 года произошло сильнейшее землетрясение с очагом в Средиземном море.
Ближе к середине четырнадцатого века человечество получило еще один сокрушительный удар – эпидемию бубонной чумы. Из-за того, что под глазами заболевшего появлялись тёмные круги, эта болезнь получила название «Чёрная смерть», под которым она и вошла в историю.




Вспыхнула эпидемия в Азии, где-то в районе пустыни Гоби между Китаем и Монголией. С монгольскими воинами и торговцами болезнь в тридцатых годах попала в Китай, где по современным подсчетам от неё вымерло больше половины населения. Затем болезнь повернула на запад и дошла до Золотой Орды. Пространства великой евразийской степи наполнились трупами. В Московском летописном своде в записи от 1346 года записано: «Бысть мор силён под восточною страною: на Орначи, и на Азсторокани, и на Сараи, и на Бездежи и на прочих градех стран тех, на крестианех, и на Арменех, и на Фрязех, и на Черкасех, и на Татарех, и на Обязех, и яко не бысть кому погребати их». Сколько погибло ордынцев, сказать невозможно, но персидский автор Умар ибн ал-Варди, опираясь на сведения купцов, записал: «В 747 году приключилась в землях Узбековых чума, от которой обезлюдели деревни и города; потом чума перешла в Крым, из которого стала исторгать ежедневно до 1000 трупов или около того. Затем чума перешла в Рум , где погибло много народу, — сообщал мне купец из людей нашей земли, прибывший из того края, что кади Крымский рассказывал (следующее): «Сосчитали мы умерших от чумы, и оказалось их 85.000, не считая тех, которых мы не знаем». Если только в Крыму и только подтвержденных умерших было восемьдесят пять тысяч человек, то общие потери должны были составить гигантское число.
В том же году генуэзские торговцы привезли чуму из Крыма в Европу на своих кораблях. Первым европейским городом, испытавшим на себе ужас Черной смерти, стал Константинополь. Смертность была колоссальная, умерло до девяноста процентов жителей. Византийский историк и мыслитель Никофор Григора так описал увиденное: «Болезнь опустошала как города, так и села, и наши, и все, которые последовательно простираются от Гада до Столбов Геркулесовых. В течение одного-двух дней в большинстве домов все живущие вымирали разом, не исключая ни людей, ни животных».
Из Константинополя купцы и путешественники разнесли болезнь по всему Средиземноморью. Уже осенью 1347 года эпидемия захлестнула Италию и дошла до Франции. В «Светской хронике», написанной сицилийцем Микелем де Пьяцца сообщается: «Трупы оставались лежать в домах, и ни один священник, ни один родственник — сын ли, отец ли, кто-либо из близких — не решались войти туда: могильщикам сулили большие деньги, чтобы те вынесли и похоронили мертвых. Дома умерших стояли незапертыми со всеми сокровищами, деньгами и драгоценностями; если кто-либо желал войти туда, никто не преграждал ему путь». Ту же самую картину рисует египтянин Махмуд ал-Айни: «О чуме, подобной этой, никто прежде не слыхал. Число умерших в Мысре и Каире доходило до 900 тысяч человек. Оказался недостаток во всех товарах, вследствие незначительности привоза их, так что бурдюк воды обходился в землях Египетских дороже 10 дирхемов... Не стало людей в домах; в последних были брошенные пожитки, утварь, серебряные и золотые деньги, но никто не брал их».
На 1348 год пришелся пик эпидемии. В это время чума лютовала уже по всей Европе вплоть до Северного моря. В следующем году норвежцы заметили у своих берегов английский корабль, полный трупов. Не побрезговав этим, а может, не зная о чуме, местные жители ограбили корабль. Вместе с грузом шерсти в Норвегию попала и чума, которая за следующий год прошлась по всей Скандинавии.
В 1350 году первые больные чумой появились в Польше, но эту страну словно хранил Бог. По неизвестным причинам Польша и Чехия практически не пострадали от эпидемии. Возможно, благодаря этому, польский король сумел удержать своих подданных от паники и морального разложения, свойственного остальной Европе. Поляки не поддались общей вакханалии поиска виновных в эпидемии и уничтожения чужаков. Ну, а в Западной Европе в это время озверевшие люди громили лепрозории и уничтожали евреев, обвиненных в распространении болезни. В чужаках и беглецах европейцы видели угрозу и встречали их оружием. Еще одной страной, где власти смогли сохранить порядок, была Венеция, хотя эта республика сильно пострадала от чумы. Вся остальная Западная Европа погрузилась в хаос. Кстати, именно в период Черной смерти стали популярны крепкие алкогольные напитки, которые считались защитой от болезни.
В поисках спасения почти два с половиной миллиона европейцев отправилось в Рим к святому престолу, но молитвы были бессильны против болезни, и лишь десятая часть от этих паломников выжила. Сам Папа Римский заперся в своей резиденции в Авиньоне и никого к себе не подпускал.
В начале эпидемии монахи различных орденов вместе с врачами ухаживали за больными, из-за чего сами заражались и массово гибли. Такая же судьба ждала священников, которые исповедовали и причащали умирающих. Дошло до того, что в некоторых регионах не осталось в живых ни одного церковника. К ужасу простого народа оказалось, что церковь не может защитить своих прихожан, из-за чего среди верующих начались паника и недоумение: почему Бог карает своих служителей? И если уж слуг божьих чума не щадит, то что ждет простых смертных?!
В народе воскресли языческие верования и появились различные ереси, порой переходящие в откровенный психоз. Люди не верили в естественные причины появления болезни и искали отравителей, которые разносили чуму. Причем, эти взгляды не были лишены почвы, так как существовало поверье, что от болезни можно исцелиться, «передав» ее другому. Вот зараженные и пытались спастись, заражая соседей… Разумеется, это не было массовым явлением, но даже нескольких таких случаев оказывалось достаточно, чтобы здоровые начинали охоту на всех подозреваемых в болезни. Несчастных отправляли в карантины и лазареты с чумными больными, а то и просто убивали. Озверевшая от страха, предчувствия смерти и безвластия толпа громила богатые дома и предавалась оргиям. Поскольку не хватало могильщиков, то их набирали из каторжников и рабов, которые вносили свою лепту в усиление хаоса.
По народному мнению отравителями, виновными в эпидемии, были евреи, прокаженные и сатанисты , которые таким образом мстили христианам. Впрочем, обвиненным мог оказаться любой, чья одежда или поведение вызвали подозрение местного населения. Кстати, прокаженных в распространении болезней обвиняли регулярно. Так по приказу французского короля Филиппа Красивого в 1313 году по всем его владениям была начата охота на больных проказой, которых уничтожали без всякой жалости. Во время Черной смерти остатки прокаженных были добиты или сами погибли от болезни.
Евреев нелюбили всегда и везде, так что во время чумы им досталось по полной как от болезни, так и от местных жителей, устраивавших погромы, хотя власть иногда и пыталась взять евреев под свою защиту. Так, Римский Папа Климент VI специальной буллой грозил отлучением от церкви убийцам евреев, но несмотря на это более трехсот еврейских общин Европы прекратили своё существование.



Moscow.media
Частные объявления сегодня





Rss.plus




Спорт в Краснодарском крае

Новости спорта


Новости тенниса
WTA

Соболенко и Швентек сыграют в финале турнира WTA в Мадриде






5 апреля — 50 лет со дня начала строительства БАМа: жители Кубани на этой легендарной магистрали

Море забрало часть берега в Темрюкском районе: какая существует опасность?

Специалисты Тульского спасательного центра МЧС России за год ликвидировали более 300 происшествий и аварий

Акция «Тариф летний!»