Доступ Group-IB к засекреченным данным усложняет расследование по делу Сачкова
Основателя компании Group-IB Илью Сачкова заключили под стражу по решению Лефортовского суда Москвы. За тем, как развивается ситуация, следит ФБА «Экономика сегодня».
По информации следствия, Сачков подозревается в совершении государственной измены. Первые обыски в московской штаб-квартире корпорации прошли 28 сентября 2021 года. Сотрудники правоохранительных органов осматривали помещения в течение всего дня, пока персонал компании в удаленном режиме продолжал обслуживать клиентов и партнеров, обеспечивая работоспособность сервисов в российских и международных офисах.
Основателю Group-IB инкриминируется обвинение по ст. 175 УК РФ, предусматривающей максимальное наказание сроком до 20 лет лишения свободы. На основании полученных данных от сотрудников ФСБ, Лефортовский суд Москвы принял решение заключить Илью Сачкова под стражу на два месяца.
Кто такой Илья Сачков
Задержанный Сачков входил в список ярких предпринимателей в возрасте до 30 лет в мире, по версии Forbes. Он с отличием окончил МГТУ имени Баумана, факультет информатики и систем управления.
Являлся членом экспертных комитетов Государственной думы Российской Федерации, Министерства иностранных дел РФ, ОБСЕ и Совета Европы в области киберпреступности, а также доцентом кафедры информационной безопасности в МГТУ. На момент задержания Сачкову было 35 лет.
Чем занимается компания Group-IB
Деятельность корпорации в течение 18 лет осуществляется на территории Российской Федерации, Сингапуре, Иннополисе, Дубае и Амстердаме. Сотрудники Group-IB предотвращают кибератаки, способствуют расследованию высокотехнологичных преступлений, разрабатывают продукты для борьбы с онлайн-мошенничеством, а также работают в сфере компьютерной криминалистики, консалтинга и аудита систем информационной безопасности.
Основателями компании и владельцами контрольного пакета акций считаются Илья Сачков и Дмитрий Волков, который после ареста коллеги занял место генерального директора. На сайте Group-IB говорится, что компания остается партнером Интерпола, Европола и ОБСЕ, а в числе ее клиентов значатся крупнейшие российские банки, министерства и ведомства.
Мнения о ситуации в Group-IB
Арест Ильи Сачкова, подозреваемого в госизмене, вызвал общественный резонанс. На информационные сообщения об инциденте уже отреагировали в Кремле. Так пресс-секретарь президента Дмитрий Песков заявил, что дополнительных данных по делу основателя Group-IB у властей нет, а также указал на отсутствие связи с делом основателя инвестфонда Baring Vostok Майкла Калви.
Кроме того, Песков подчеркнул, что расследование с участием Сачкова «не имеет никакого отношения к деловому и инвестиционному климату» в стране и не отразится на сотрудничестве IT-компаний с российскими или международными государственными структурами.
Уполномоченный при президенте России по защите прав предпринимателей Борис Титов, в свою очередь, после случившегося запросил подробности дела у следственных органов, опасаясь, что «по сектору и его инвестиционной привлекательности будет нанесен критический удар».
Бизнес-омбудсмен уверен, что «нет ничего хуже такого состава преступления, поскольку подобные дела рассматриваются в закрытом режиме, допускаются только специальные адвокаты, со всех участников берутся подписки о неразглашении».
Компания планировала расширяться
Руководство Group-IB ранее заявляло о подготовке проведения IPO на зарубежных биржах. Илья Сачков в 2020 году анонсировал планы увеличить присутствие в регионах и ускорить открытие локальных центров по исследованию компьютерной преступности. Для этого компании нужно было провести раунд с крупным международным инвестиционным фондом.
Прежде в Group-IB не было классического инвестиционного раунда, поэтому Сачков не раскрывал ни размеры ожидаемых инвестиций, ни имена инвесторов, с которыми на тот момент уже проводил переговоры. Экс-гендиректор допускал закрытие российского офиса и перемещение его функций в штаб-квартиру в Сингапуре.
Тревожный сигнал отечественной IT-индустрии
В том же году Илья Сачков заявил, что все «данные сохранены, зашифрованы и доступны ограниченному кругу людей», но при давлении на кого-то из них, информация окажется «в правоохранительных органах и в прессе». Но сразу же оговорился, что «редкая компания так относится к своей внутренней безопасности», как Group-IB, поэтому «если хоть один сотрудник подведет, вступит в неформальный контакт с правоохранительными органами, организованной преступностью, на этом бизнес закончится».
Как происходящее с корпорацией Group-IB и арест Ильи Сачкова отразится на российский IT-сфере, говорить еще рано, поделился мнением в беседе ФБА «Экономика сегодня» генеральный директор информационно-аналитического агентства Telecom Daily Денис Кусков.
«Формулировка «государственная измена», с одной стороны, очень сильная и бескомпромиссная, а с другой – может подразумевать все, что угодно. Приглашение таких фирм к сотрудничеству уже исключает, что хоть один миллиметр данных останется незамеченным.
Компания Group-IB длительное время активно взаимодействовала с органами государственной власти Российской Федерации, правоохранительными органами всех рангов, органами внешней разведки, благодаря чему имела доступ к сверхважной информации и смогла зарекомендовать себя.
Параллельно Group-IB развивалась на международном рынке и, в частности, европейском. В странах Европейского союза тесно сотрудничала как с государственными, так и правоохранительными органами. В связи с этим возникает вопрос, не произошло ли что-то там. Пока многое не известно, есть только домыслы, а они не всегда оказываются верными», - констатировал эксперт.