Что делать с продуктовым эмбарго?
Начиная с конца февраля тема отмены полной или точечной, открытой или скрытой, продуктового эмбарго, которое в качестве контрсанкций было введено Россией против стран, поддержавших санкции против нее, оказалась в центре внимания. Здесь переплелись внутренние и внешние мотивы, но, конечно, решающими при принятии решений окажутся внешнеполитические.
Фруктовыми косточками — по правительству
Первыми по контрсанкциям выстрелили депутаты Госдумы. Несколько представителей «Справедливой России», а также независимый депутат Дмитрий Гудков внесли в Думу соответствующий законопроект. Депутаты посчитали, что «меры данного эмбарго оказались не только крайне неэффективными (ряд продуктов продолжает импортироваться в РФ через соседние государства, проходя процедуру реэкспорта), но и вызвали необоснованный рост цен на продовольствие».
Мало того, законопроект исходит из того, что продуктовое эмбарго противоречит конституционным нормам РФ, в частности пункту 1 статьи 34, по которому «каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской деятельности». В пояснительной записке к документу депутаты пишут, что запрет на ввоз качественных продуктов питания нарушает конституционные права компаний РФ, поскольку у многих предприятий нет достойной альтернативы импортному сырью.
Кроме того, авторы проекта обращают внимание на статью 55 Конституции, согласно которой «права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только на уровне федерального законодательства в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства».
Соответствующие поправки предлагается внести в законы «О специальных экономических мерах» и «О безопасности», где будет закреплена процедура применения экономических мер исключительно через федеральные законы.
Депутаты от ЛДПР назвали авторов законопроекта «предателями». «Такими действиями эти так называемые депутаты видимо решили продемонстрировать Западу свою лояльность и готовность к переговорам», — заявил в выступлении Владимир Жириновский. Чем плоха готовность к переговорам и что общего в такой готовности с «лояльностью Западу», осталось неясным.
Была и другая реакция. Заместитель председателя комитета ГД по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Владимир Семенов в эфире радиостанции «Говорит Москва» заявил: «Я считаю, что санкции отменять нецелесообразно, потому что, действительно, нашим торговым сетям и крупным поставщикам сельхозпродукции, конечно, удобно купить-продать, купить-продать. В данном случае им приходится думать об импортозамещении, и это хорошо. Для нашего сельхозпроизводителя это возможность выйти на рынок и получить конкурентный продукт. Если взять и поменять сейчас правила игры — это значит, нанести еще больший урон вот тем компаниям, которые пошли по пути импортозамещения. Они окажутся в очень сложной ситуации».
Законопроект, как и следовало ожидать, был быстро и оглушительно провален. Вся эта история вряд ли заслуживала бы особого внимания, если бы буквально тут же не выяснилось, что у темы отмены продовольственного эмбарго есть продолжение.
Как отменить, не отменяя?
28 февраля (законопроект, о котором речь шла выше, был отвергнут Думой именно в этот день), выступая на Красноярском экономическом форуме, вице-премьер Аркадий Дворкович заявил, что власти РФ не планируют отменять ограничения на импорт продовольственных товаров из стран, которые ввели в отношении нее санкции. Но он оказался не в курсе последних веяний.
2 марта Дмитрий Песков, пресс-секретарь Владимира Путина, прокомментировал «Известиям» просьбу греческого правительства отменить запрет на ввоз в Россию греческих фруктов и клубники. «Можно было бы проработать схему не прямых поставок, а поставок давальческого сырья при инвестициях здесь на территории России в создание пищевых перерабатывающих предприятий», — сказал Песков. Это, безусловно, новый поворот, тем более что новый подход может быть распространен не только на Грецию. Песков напомнил, что в феврале президент Владимир Путин заявлял в ходе рабочего визита в Будапешт, что, несмотря на санкции, Россия сможет сотрудничать с Венгрией в агропромышленном комплексе.
И Дворкович уточнил свою позицию. 3 марта «Коммерсантъ» приводит его слова: «Есть запросы из некоторых стран по отдельным послаблениям и запросы от компаний, которые работают в России и занимаются переработкой сырья, где нет наших заменителей, мы это серьезно рассматриваем».
Правда, схема, о которой говорят Песков и со второй попытки Дворкович, предполагает, что, во-первых, в России расширяется база промышленной переработки продовольственного сырья. Во-вторых, и это куда существеннее, если продовольственное сырье завозится в Россию на давальческой основе, это предполагает, что продукция переработки должна из России экспортироваться.
Тогда получается, что, иначе говоря, Дворкович был прав именно в Красноярске. Давальческая схема никак не является даже точечным прорывом продовольственного эмбарго. Но разве об этом просило греческое правительство, и разве на такое сотрудничество хотят выйти венгерские переговорщики с Россией?
Откровенный ответ дал РИА «Новости» президент консорциума кооперативов производителей греческой области Иматия Христос Яннакакис: «Персики не перерабатывают. Мы их расфасовываем в ящики и отправляем на рынок, в супермаркеты. Какая переработка может быть? Нельзя собрать персики в большие коробки и отправить на переработку в Россию».
На самом деле Россия ищет способ приоткрыть свой продовольственный рынок для сельхозпоставщиков из некоторых европейских стран, но пока во всяком случае так, чтобы их не подставить под выговоры и давление со стороны Брюсселя. Выбор стран, конечно, далеко не случаен. Венгрия с ее национально ориентированным правительством давно является нарушителем евродисциплины, и Москва очень рассчитывает на Будапешт. Вопреки европланам подчинить все энергетические проекты, прежде всего газовые и атомные, стран ЕС единому контролю со стороны Еврокомиссии Венгрия готова сотрудничать с Россией в возобновлении строительства АЭС «Пакш». Несомненно, именно у венгерских производителей сельскохозяйственной продукции все шансы оказаться в роли первого десанта на российском рынке, который состоится сквозь эмбарго, а не за счет его отмены, чего по логике противостояния с ЕС не случится без соответствующих шагов со стороны ЕС. Новое греческое правительство также не раз заявляло, что не поддерживает антироссийские санкции, так что и персики с берегов Эллады могут вернуться на наши прилавки до отмены эмбарго, которое, напомню, в августе прошлого года было введено сроком на год. А давальческая схема — это операция прикрытия.
Серый выборочный мир лучше дальнейшей эскалации войны санкций.
Николай Вардуль