«Автодор» об М12: «Если сегодня кто-то говорит, что дорога пройдет по его дому, он врет!»
Госкомпания дала отповедь «непозитивным людям», преследующим «личные корыстные цели»
Накал страстей по трассировке в Лаишевском районе Татарстана автобана М12, похоже, достиг такого накала, что, наконец, счел нужным высказаться и заказчик строительства — «Автодор». Вчера на пресс-конференции в Казани глава госкомпании Вячеслав Петушенко говорил о значении дороги для страны, но возможные нюансы трассировки обсуждать отказался. При этом, как заметил корреспондент «БИЗНЕС Online», общественности впервые дали понять, что ответственность за выбор маршрута несут и власти РТ.
В ТИСКАХ ЮЖНОГО ОБХОДА
Трассировку автобана «Москва — Казань» разработают в течение двух недель, заявил вчера на пресс-конференции в «Татар-информе» председатель правления госкомпании «Автодор» Вячеслав Петушенко.
«Официально вам заявляю, что сегодня утвержденной трассировки по Татарстану не существует! Если сегодня вам кто-то будет говорить, что по их дому пройдет дорога, он врет! Врет! — весьма эмоционально отозвался он на вот уже два месяца кипящее у жителей ряда лаишевских поселков негодование по поводу возможного маршрута автобана. — Вот когда мы согласуем со всеми субъектами, мы общественности скажем и покажем».
Сдается только, что опасения людей далеко не беспочвенны. Вчера Петушенко, по сути, подтвердил информацию о том, что сам коридор прохождения дороги есть и теперь возможны лишь вариации в пределах сотни-другой метров. Отвечая на вопрос «БИЗНЕС Online», он сообщил, что трасса включена в схему территориального планирования РФ, что примерно 20 км дороги совместится с южным обходом Казани — это повысит ее эффективность, позволит использовать не только как транзитную. «Дорога в пустыне проходить может, конечно, но тогда она мало кому нужна, — отметил он. — Поэтому естественно рассматриваем вариант, чтобы трасса проходила в непосредственной близости от столиц регионов. Если передвинем южнее Казани, ее невозможно будет включить в южный обход».
«НИКАКОГО ДИКТАТА»
На вопрос, сколько частных участков может задеть дорога, Петушенко повторил, что трассировка после моста через Волгу до конца не утверждена, поэтому о количестве участков «сказать не могу и не хочу». Но оговорился: «Речь идет о единицах участков, которые могут быть затронуты. Задача — чтобы жители как можно меньше пострадали. Повторю: трасса нужна стране, Татарстану, каждому конкретному населенному пункту — чтобы была доступность и скорость передвижения, а то едем часами. И естественно, какие-то неудобства для кого-то могут быть, но мы их минимизируем при помощи экологических, технических мероприятий. Граждане, от которых поблизости будет проходить дорога, не почувствуют каких-то сложностей». Петушенко заверил, что Госэкспертиза не пропустит проект, если он не соответствует нормам по шуму, экологии и так далее.
На случай если автобан все же пройдет по чьей то земле, а то и потребует сноса строений, есть установленная государством процедура выкупа для госнужд, напомнил шеф «Автодора». Проводится оценка, если она не устраивает, дело решается через суд. «Никакого диктата, — заверил он. — Цена определяется в соответствии с рыночной стоимостью. Если она не устроит продавца, суд определит ее в соответствии с экспертизой стоимости объекта».
Вскользь Петушенко заметил, что есть три варианта прохождения М-12 после моста через Волгу, но на предложение «БИЗНЕС Online» конкретизировать эту информацию отрезал: «Я вам трассировку сейчас говорить не буду».
ЗАПРАВКА И ПЕРЕКУС — ЧЕРЕЗ 50-80 КИЛОМЕТРОВ
Попутно, глава госкомпании рассказал о технических деталях проекта. Скорость движения на М-12 предполагается 120 км/ч. «Почти 800 километров — ни одного светофора, пересечения или пешеходного перехода в одном уровне, — рассказывал он об открывающихся перспективах. — Можно в Казани поставить на круиз-контроль и до Москвы ни разу не остановиться». Тормозить для оплаты проезда не потребуется — будет действовать система «свободный поток». Через каждые 50-80 километров — многофункциональные зоны: заправка, шиномонтаж, мини-отель, кафе.
Но за удобство придется платить, подчеркнул Петушенко: «Мировая практика говорит: чтобы обеспечить комфортный проезд, надо привлекать деньги. Другого, по большому счету, не будет».
Он объяснил и смыл государственно-частного партнерства по проекту. Чтобы построить М-12, денег в бюджете недостаточно, поэтому часть их привлекут «с рынка»: 60% — государство, 40% — со стороны. Вклады инвесторам будут отдавать 20 лет — за счет сбора платы за проезд. То, что будет собираться после этого, пойдет на строительство новых высококлассных дорог.
«ОБЩАЯСЬ С ОТВЕТСТВЕННЫМИ ЛЮДЬМИ В ТАТАРСТАНЕ»
Судя по всему, одной из задач пресс-конференции было дать понять, что свою (значительную) долю ответственности за трассировку несет и правительство Татарстана. Дело в том, что, по словам жителей лаишевских поселков, местные власти со всеми вопросами отсылают к федералам — дескать, все решают они. По всей видимости, такая позиция «Автодору» не нравится.
Рефреном пресс-конференции стали высказывания о том, что варианты трассировки рассматривали, «общаясь с ответственными людьми в Татарстане», «вместе с проектировщиками, руководством Татарстана рассматриваем варианты, которые позволят минимизировать проблемы», «трассировку выберем сообща, с руководством республики все обсудим и примем взвешенное решение». «Трассировку утверждает Федеральное дорожное агентство на основании согласования субъекта — Республики Татарстан, министерств и ведомств», — подытожил эту часть общения с журналистами Петушенко. И на вопрос о том, насколько принципиально максимально близкое прохождение М-12 к аэропорту «Казань», он ответил, что «этот вопрос рассматривают органы исполнительной власти республики».
Когда утвердят трассировку, Петушенко говорить не стал — чтобы в случае чего не пришлось выполнение работы подгонять под обещание. Но, по его словам, в этом году начнется подготовка к строительству искусственных сооружений, а полномасштабные работы стартуют во второй половине 2021 года.
«НЕПОЗИТИВНЫЕ ЛЮДИ»
Попутно, Петушенко дал своего рода отповедь возмущенным жителям поселков, которые на основе доступной информации предполагают, что трасса пройдет недалеко от их домов. «Трассировка сложная, — сказал он. — Мы абсолютно точно не хотим проблем, связанных с обсуждением у общественности. Знаю, что на 3 октября назначен митинг. Вы знаете, он подогревается теми, кто чего-то где-то не услышал. Кто-то увидел человека с нивелиром, теодолитом или рейкой — и уже крик поднял. Сейчас идут проектно-изыскательские работы, и когда кто-то видит, что мы что-то изучаем, это не означает, что там и будем строить».
Под занавес Петушенко предложил журналистам общаться почаще — чтобы правильно информировать татарстанцев о ходе работ и «не дать возможность людям, которые непозитивные» использовать ситуацию «в своих личных корыстных целях».
Даже если заверения «Автодора» о минимизации вреда для граждан правдивы, это довольно странный взгляд на переживания не одной тысячи людей, выбравших жизнь на природе и вдруг оказавшихся всего лишь на обочине коридора между Западом и Востоком.