Тайна испанского золота
В 1936 году золотой запас Республиканской Испании был вывезен в СССР и Францию
В любой стране информация о золотом запасе является секретной. Тем более, информация о его перемещении в другие страны. Но с течением времени гриф секретности иногда снимают. В этой статье мы расскажем о судьбе золотого запаса Республиканской Испании.
«Над всей Испанией безоблачное небо»
Некоторые историки считают, что не было Первой и Второй мировых войн, а была одна мировая война с перемирием в 21 год. Так же они утверждают, что гражданская война в Испании и японо-китайская война 1937-1945 годов были концом перемирия. Логика в их рассуждениях есть. Практически одни и те же участники, одни и те же цели, несколько скорректированные во времени. И если нападение Японии на Китай было чем-то далеким, и объяснялось абстрактными колониальными интересами Японии, то гражданская война в одной из основных стран Европы заставила напрячься многие государства. Правда, напрягались они по разным причинам.
В 1931 году монархия в Испании пала и король Альфонс XIII эмигрировал из страны. Испания была провозглашена республикой. Военная элита страны с перспективой подчиняться социалистам была совершенно не согласна. Она поддерживала генерала Франсиско Франко, главнокомандующим испанскими силами в Марокко. Именно там 16 июля 1936 года начался мятеж военных против республиканской Испании. Существует версия, что сигналом к мятежу послужила фраза в прогнозе погоды по испанскому радио – «Над всей Испанией безоблачное небо». В ХХ веке историки считали эту фразу действительно произнесенной, в XХI-ом – поставили под сомнение. Сначала мятежники взяли под контроль территории в Африке – Испанское Марокко, Испанскую Сахару, Испанскую Гвинею, потом Канарские острова, и после этого перенесли мятеж на территорию материковой Испании. В стране началась гражданская война. Мятежников открыто поддержали Италия, Германия и Португалия. Республиканское правительство так же открыто поддержали СССР, Мексика и Франция. Остальная Европа соблюдала (или старалась соблюдать) нейтралитет. Идея вывезти золотой запас страны в СССР и Францию появилась через несколько месяцев после начала активных военных действий в стране. Почему? Дело в том, что осенью 1936 года мятежники уже подходили к Мадриду, и золотой запас страны был хорошим стимулом для организации штурма.
Так называемая Африканская армия Франко находилась всего в 116 километрах от Мадрида. Кроме того, СССР оказывал помощь не бесплатно, а в обмен на золото. Нахождение части золотого запаса в Советском Союзе делало поставки оружия более оперативными. Инициатором передачи золота Советскому Союзу стал министр финансов Испании Хуан Негрин. Его инициатива была поддержана правительством Второй Испанской Республики во главе с премьер-министром Франсиско Ларго Кабальеро. Появился термин – «Московское золото». Под ним понимали не только золотой запас, перевезенный в СССР, но и весь узел вопросов поставок советского оружия с оплатой этим золотом. В Москву было перевезено 510 тонн, или 73% золотого запаса Банка Испании. Во Францию – 193 тонны, или 27%. Перевезенное во Францию золото стало называться «Парижским золотом». Кроме того, из Банка Испании было вывезено и всё находившееся там серебро. Оно было продано в 1938 – 1939 годах в США чуть более чем за 20-ти миллионов долларов (по ценам того времени).
Операция «Х»
Именно так незамысловато советские спецслужбы называли поставку советского вооружения в Испанию. Надо понимать, что во время гражданской войны в Испании работала советская военная разведка (во взаимодействии с ней, но автономно работала военно-морская разведка), НКВД и политические эмиссары Коминтерна.
Операция по вывозу золота в Советский Союз была возложена на НКВД, помогала им в этом военно-морская разведка СССР. Дело в том, что со временем, франкисты при поддержке ВМФ Италии организовали весьма эффективную блокаду портов республиканской Испании. Если в начале советские транспорты беспрепятственно проходили в порты страны, то после потопления тяжелым крейсером франкистов «Канариас» («Canarias») 14 декабря 1936 года сухогрузного теплохода «Комсомол», руководство советского флота каждый рейс советского или испанского транспорта было вынуждено планировать как операцию по прорыву морской блокады. Блокада же была эффективна. Франкисты захватили и конфисковали шесть торговых судов и потопили три. Советские военные моряки называли транспорты, идущие на прорыв, «каплей». Если на маршруте была «капля» то напряженно работала радиоразведка, в портах, контролируемых франкистами, агентурная разведка внимательно следила за перемещениями военных кораблей.
Правда, корабли с золотом выходили за полтора месяца до потопления «Комсомола», но особенный груз требовал тщательного планирования перехода.
Руководил операцией по доставке золота заместитель главного советского военного советника чекист Александр Орлов. В Испании его знали как камрад Мигель. Это была известная в Испании личность. Эрнест Хэмингуэй в своем романе «По ком звонит колокол» сделал Орлова одним из героев. В романе Орлов упоминается под фамилией Варлов. Груз было решено разделить на четыре части. Моряки выделили для транспортировки транспорты «КИМ», «Кубань», «Нева» и «Волголес». Они должны были доставить груз из порта Картахена в порт Одесса.
О такой важной операции узнали все – франкисты, немцы и итальянцы. Первую попытку не допустить вывоз золота франкисты предприняли, организовав бомбежку колонны грузовиков с золотом, шедшую в Картахену. Но, несмотря на воздушный удар, колонна прибыла в порт. Все суда благополучно дошли до Одессы.
Александр Орлов
Александр Орлов успешно выполнил задание Ежова. За выполнение этой операции он был повышен в звании – стал старшим майором госбезопасности и награжден орденом Ленина. Но Александр Михайлович (в отделе кадров НКВД знали его настоящую фамилию – Лев Лазаревич Никольский) был человеком прагматичным и прозорливым. Осенью 1936 года в СССР началось время «Большого террора», в том числе в центральном аппарате НКВД. Находясь в Европе, 17 июля 1938 года Орлов получил приказ прибыть на борт советского судна «Свирь», находящегося в Антверпене якобы для встречи с новым начальником ИНО (иностранного отдела) НКВД. Он всё понял, и, похитив 90 800 долларов США из оперативных средств НКВД, вместе с женой и дочерью тайно отбыл во Францию. Из Шербура на пароход «Montclarе» они добрались до Монреаля, а потом переехали в США. Из Канады Орлов отправил письма главе НКВД Николаю Ежову и Иосифу Сталину, в которых предупредил, что выдаст советских агентов во многих странах, если его семью или родственников, оставшихся в СССР, будут преследовать.
Этот побег, никак не связанный с перевозкой испанского золота в СССР, впоследствии, тем не менее, эмоционально окрасил всю эту историю. Дело в том, что Орлов в 1953 году в США издал книгу «Тайная история сталинских преступлений», в которой подробно рассказал об этой операции, руководителем которой он был. Из этой книги мир узнал о том, что в СССР находится 510 тонн испанского золота.
Испанское золото в СССР
2 ноября 1936 года суда с золотом прибыли в порт Одесса. Их уже ждал специальный поезд, который сразу после погрузки в него золота, под охраной 173 отдельного батальона внутренних войск НКВД, отправился в Москву. В столице испанское золото оформили, как принятое на временное хранение. Протокол об этом подписали 5 февраля 1937 года Нарком финансов Гринько, заместитель Наркома иностранных дел Крестинский и посол Испании в СССР. Справедливости ради надо сказать, что этот протокол не препятствовал возврату золота в Испанию. Но на одном из «узких» мероприятий Сталин сказал: «Испанцам не видать этого золота, как своих ушей». У Иосифа Виссарионовича на него были свои планы. Он был уверен, что возвращать золото республиканскому правительству не придется. Все советские поставки оружия и боеприпасов были оплачены за счёт полученного золота. Кроме этого, в Испании воевали 2 062 советских военных советников. Их зарплата тоже шла за счёт испанского золота. Такую позицию после войны занял Советский Союз. Надо добавить, что СССР конфисковал все испанские торговые суда – пассажирские и грузовые – находившиеся в советских портах на момент окончания гражданской войны в Испании. Это 9 судов – 6 пассажирских лайнеров (включая небольшие трансатлантические лайнеры) и грузопассажирских судов, и 3 грузовых парохода. Крупные пассажирские лайнеры передали в ВМФ, где их переоборудовали в плавбазы и учебные суда. Эксплуатировать эти теплоходы на международных линиях было опасно – их могли арестовать и вернуть Испании. Остальные вошли в состав торгового флота и использовались на линиях без заходов в иностранные порты. По заявлениям советских представителей, их конфисковали то же в счёт военных поставок СССР. Вероятнее всего, советские власти просто воспользовался ситуацией. Ведь СССР не признавал режим Франко, и отдавать ему гражданские суда не собирался. Известно точно, сколько СССР поставил самолетов, танков, пушек, бронеавтомобилей, патронов и снарядов. Но эти цифры ничего не дают, так как неизвестна стоимость оружия для Республиканской Испании. Ведь стоимость одного и того же оружия для разных стран может быть различной.
Испания в конце 50-х годов и во второй половине 60-х годов ХХ века поднимала вопрос о возврате золота. Тогда СССР возвращать золото отказался. После смерти Франко в 1975 году правительства СССР и Испании достигли соглашения, и СССР часть золота вернул. Правда, сколько, в открытой прессе не сообщалось. После этого соглашения исков Испании к СССР не было.
Заключение
В заключении хотелось бы упомянуть два факта.
Часть «Парижского золота» — 40 тонн — было возвращено Франко в последний год гражданской войны, когда уже стало ясно, кто в ней будет победитель. Следов остальных 153 тонн не найдено.
Интуиция чекиста Орлова его не подвела. Все, причастные к доставке и приему испанского золота, погибли. Были расстреляны советский посол в Испании Марсель Розенберг (в 1937 году) и советский торговый представитель в Испании Артур Сташевский (в 1938 году). Нарком финансов Гринько, заместитель наркома иностранных дел Крестинский были расстреляны в 1938 году. Гринько, кроме этого, был обвинён в «попытках подорвать финансовую систему Советского Союза». Четыре испанца, сопровождавшие золото на советских судах, удерживались в СССР и смогли выехать в Стокгольм, Буэнос-Айрес, Вашингтон и Мехико только в конце 1938 года. Посол Испании в СССР Марселино Паскуа был переведён в Париж.
Андрей Максимов
По материалам: «Наша Версия»