Глава Белоруссии готовит заводы к новым проектам с Россией
Заявления Лукашенко о взаимодействии Москвы и Минска ради экономического эффекта предварило скорую и полную переориентацию белорусской экономики
Об этом рассказал политолог, главный редактор журнала архонт, эксперт по постсоветскому пространству Антон Бредихин.
«Экономическое взаимодействие России и Белоруссии приносит ощутимый эффект обеим странам», — заявил президент Белоруссии Александр Лукашенко по итогам Форума регионов РФ и РБ. По его словам, Москва и Минск не просто нашли пути сближения, а пришли к взаимовыгодному взаимодействию. В доказательство тому политик привел сумму – более, чем на 750 млн долларов заключено российско-белорусских контрактов по итогам форума.
При этом Лукашенко провел встречу с губернатором Брянской области России Александром Богомазом. «Это хороший вклад в экономику Беларуси. И для России это существенно. Мы пришли к взаимодействию, которое приносит ощутимый экономический эффект», – отметил президент РБ. А несколькими днями ранее Москва и Минск достигли консенсуса в двух главных вопросах – по цене на российский газ и по поводу создания единого рынка газа. Споры на эти темы длились много месяцев.
«Форум показал, что Лукашенко спешно ищет пути кооперации белорусской экономики с российской, — отмечает Бредихин. – И это вполне оправдано – попытки Запада устроить переворот в РБ не удались, но в итоге Минск потерял всех торговых партнеров — Польшу, Украину, Литву и Латвию. Единственным рынком сбыта для белорусских товаров осталась Россия – именно та страна, с которой он в последнее время разыгрывал «западную карту», добиваясь преференций.
И сейчас достаточно задаться вопросом – в каких отраслях белорусская экономика может эффективно кооперироваться с российской. Ответ прост – во всех. Речь идет не только о военно-технической сфере, где предприятия двух стран зависят друг от друга традиционно, еще со времен СССР. Белорусские аграрии, промышленники, текстильщики – все сейчас будут максимально интегрироваться в кооперацию с Россией. Просто потому, что у них нет иного выхода».
«Белорусский майдан» провалился
После августовских президентских выборов активизировалась так называемая белорусская оппозиция – заранее подготовленные прозападные фигуранты вывели сотни людей на улицы и потребовали перевыборов. На предложение Лукашенко пересчитать бюллетени, чтобы убедиться в честности итогов голосования, последовал категорический отказ. Один за другим все активисты переехали в Латвию и Польшу, продолжая координировать протесты оттуда. И призывают белорусов к стачкам, митингам по сей день.
При этом украинское руководство уже официально отказалось именовать Лукашенко с использованием официальной должности – слово «президент» Киев больше не произнесет. Германия, страны Прибалтики, Польша и Франция объявили избрание Лукашенко незаконным. Формальный лидер оппозиции Светлана Тихановская, находясь в Польше, формирует теневое белорусское правительство, подменяя собой главу государства.
«Не зря президент РФ Владимир Путин именно сейчас организовал форум, на котором Лукашенко смог встретиться с губернаторами различных российских регионов и обсудить перспективы сотрудничества. Более того – на мой взгляд, белорусский лидер с такой инициативой мог выйти еще лет восемь-десять назад и добиться серьезного повышения прибылей из-за роста товарооборота с Россией. Но он предпочитал играть в многовекторность и независимость.
Многие шансы упущены из-за недальновидности Минска, это приходится признать. Но сейчас начинать такую работу белорусскому лидеру диктует сама жизнь. Промышленный и аграрный сектора двух стран настолько похожи, что без труда найдут точки соприкосновения, кооперации и взаимовыгодного сотрудничества. Так что к новому году экономика РБ будет в значительной мере переориентирована на сближение с Россией», — подчеркивает Бредихин.
Запад не оставил Минску выхода
К сегодняшнему дню страны Восточной Европы и Украины по сути блокировали Белоруссию – против нее вводятся все новые санкции, границы де-факто закрыты. Причем Лукашенко лично отдал распоряжение не пускать на территорию РБ польские товары – при попытке провезти их через границу таможенники предлагают либо выбросить «санкционку», либо возвращаться с ней на польскую территорию.
Безусловно, пострадают от такой торговой войны и польская, литовская, латвийская экономики. Они давно уже оборудовали целую индустрию супермаркетов у белорусских границ, заманивая граждан РБ «шоп-турами» за товарами «европейского качества». Причем качество часто оставляет желать лучшего, но белорусы все равно их покупают под влиянием стереотипов – европейское, значит, безупречное.
«Этот ответ на санкции Варшавы серьезно ударит по приграничью Прибалтики и Польши, но ничем не поможет Минску восстановить товарооборот. По сути, Запад уже лишил Лукашенко выбора – кроме максимального взаимодействия с Россией ему больше некуда податься. Более того – при попытке выехать из страны куда-либо, кроме России, сам белорусский лидер рискует быть арестованным.+
Чисто теоретически Лукашенко может отказаться от поиска взаимодействия с Россией, налаживания новых связей и кооперации. Однако это путь в никуда. Ведь спустя считанные месяца остановленные белорусские предприятия породят сотни тысяч безработных, готовых на массовые бунты. И эти настроения Запад не преминет подогреть финансами и информационными вбросами. Перспективы Белоруссии в этом случае скатятся к украинскому сценарию 2014 года со всеми вытекающими последствиями для страны», — заключает Антон Бредихин.
Максим Бут, Экономика сегодня