Махмуд-Али Калиматов: «Республике необходимо уменьшать зависимость от дотационности»
В сентябре со дня вступления в должность нового главы Республики Ингушетия Махмуда-Али Калиматова исполнился год. О том, что удалось сделать за это период, какие проблемы и задачи еще предстоит решить региональной власти, а также о ходе подготовки к празднованию 250-летия единения Ингушетии с Россией Махмуд-Али Калиматов рассказал в интервью «Интерфаксу».
– Махмуд-Али Макшарипович, в сентябре исполнился год со дня Вашего вступления в должность главы Ингушетии. Что изменилось за этот год в республике?
– Действительно, 8 сентября исполнился год, как парламент Ингушетии избрал меня на должность главы республики. Подводить какие-то итоги еще рано. Это лучше делать не ранее, чем через три года.
Главные мои задачи были определены и сформулированы с самого начала – это консолидация общества, решение социальных вопросов жителей республики. Мы их постепенно выполняем.
Ингушетия – дотационный регион, и многие вопросы зависят от тех или иных чиновников. В том числе, все социальные выплаты идут через определенные министерства. Задача стояла упорядочить вопросы, связанные с выплатами, чтобы их получали реально те, кто должны, чтобы на этом нерадивые чиновники не наживались. И в этой части сделано уже много. 60-70% получателей социальных выплат мы перевели на карточки, и эта работа продолжается.
Кроме того, за год я смог собрать команду профессионалов, которые вместе со мной будут работать над выполнением стоящих перед нами задач.
– По какому принципу Вы формировали команду и какие качества цените у подчиненных в первую очередь?
– Команду я подбирал исключительно исходя из опыта и профессионализма претендентов. С этой целью в республике была сформирована кадровая комиссия. Такая система позволила максимально объективно подойти к отбору должностных лиц.
Через комиссию прошли более 4 тыс. человек, из которых отобрали около 70. Они заняли должности в различных комитетах.
Конкретно моей задачей было омоложение не только правительства, но и руководства муниципальных образований. Посты должны занимать думающие молодые люди, с характером. Но при этом, я убежден, нельзя не учитывать людей с большим опытом. Мы их сохраняем, но все проходят через конкурс.
В республику пришли также и специалисты из других регионов. Мне как-то задали вопрос: «Почему?». Я ответил так: «У них родственников здесь нет». Всем это понятно и доступно. При этом многих специалистов пришлось уговаривать приехать в Ингушетию. Но данный факт вовсе не означает, что в самой республике нет хороших специалистов.
У нас еще есть потребность в кадрах, особенно в технических специалистах. Мы и дальше проводим конкурсы.
– В марте в Ингушетии отмечали 250-летнюю годовщину единения с Россией. К сожалению, пандемия коронавируса внесла коррективы в программу праздничных мероприятий, и многие из них решено перенести на октябрь. Как республика празднует этот юбилей, и какие приуроченные к нему мероприятия пройдут в октябре?
– Пандемия внесла серьезные коррективы в обширную программу празднования. Праздничные мероприятие были запланированы и за пределами республики: в Ростове-на-Дону, в Москве. Мы планировали поехать в Казахстан, Тюмень, где есть большие ингушские диаспоры. Но, к сожалению, часть мероприятий была отменена или перенесена.
Но так или иначе праздничные мероприятия пройдут во всех городах и районах Ингушетии, а также в регионах, где есть наши диаспоры.
Главные торжества по случаю 250-летия единения с Россией состоятся 10 октября на стадионе в городе Сунжа. К этой дате мы выпустили юбилейные медали, которые будут вручаться всем гостям.
Это не просто ингушский праздник, он всероссийский. И мы пригласили на него всех, кого только можно.
Чтобы к празднику смогли присоединиться все желающие, на площадях во всех городах и районах республики будут установлены экраны, на которых будет вестись прямая трансляция с концерта.
– Махмуд-Али Макшарипович, как известно, дефицит республиканского бюджета составляет около 2 млрд рублей. Какие меры по его сокращению планируется реализовать в реальном секторе экономики, и как решается проблема расширения налоговой базы?
– Во-первых, по итогам 2019 года налогов в республике было собрано на 22% больше, чем годом ранее. В этом году позитивная динамика сохраняется.
Во-вторых, благодаря торгам с начала текущего года нам удалось сэкономить 218 млн рублей федеральных средств. Такого никогда не было.
Также важно отметить, что за этот год работы мы не допустили нецелевого расходования средств, не нарастили госдолг и кредиторку.
В республике имеется 16 ГУПов. Всем им поставлена задача к 1 декабря избавиться от кредиторки и выйти на прибыль. Они также будут отчислять деньги в бюджет.
Также мы занялись иными доходами в части поступлений по административным штрафам, повышаем их.
Но главное, что достигнута договоренность о том, что для сбалансированности бюджета республике выделят средства.
Когда я был у министра финансов РФ Антона Силуанова две недели назад, я попросил, чтобы они сделали сверку всех цифр, чтобы выделить нам средства для сбалансированности бюджета.
Я думаю, что через неделю те суммы, которые нам необходимы, мы получим.
Кроме того, у нас есть еще резервы, за счет которых мы могли бы пополнять бюджет: аренда земли, плата за жилье, транспортный налог. Эти вопросы не до конца отрегулированы, и не полностью эти статьи пополняются. Но в силу безработицы в республике некоторым жителям сложно платить даже 100 рублей. Эти вещи надо учитывать.
– Вы затронули тему безработицы, которая очень остро стоит в республике. Какие модели по созданию новых рабочих мест реализуются в Ингушетии, и при этом, как власти региона оказывают содействие в развитии устойчивого рынка труда?
– Уровень безработицы в республике превышает 32%. Это очень болезненная тема. Дело в том, что даже если на каждой улице поставить завод, безработицу мы не ликвидируем. Причина, в том числе, в техническом прогрессе. Если раньше завод строили, и благодаря этому создавалось от 500 до нескольких тысяч новых рабочих мест, то теперь под создание нового предприятия закладываются большие суммы, но при этом потребность в работниках составляет всего 50-70 человек.
Поэтому, один из путей решения проблемы – развитие малого и среднего бизнеса. Это позволит трудоустроить до 70-80% населения.
При этом стоит отметить, что наиболее остро проблема безработицы в республике стоит для женщин. У мужчин больше возможностей. Молодые ребята уезжают и работают по всей стране, многие служат в армии по контракту. У них хорошая зарплата и ведомственное жилье. Для женщин важно создать условия для работы в республике. У нас женщины прекрасно шьют, готовят, отлично рисуют, очень многое умеют.
Также важно сказать, что сейчас наблюдается переизбыток специалистов в гуманитарных областях: юристов, экономистов. А нужны «технари». Ведь на любое серьезное предприятие к нам приезжают специалисты из Ростова-на-Дону, Ставрополя, из-за границы. Необходимо покрыть потребность в технических специальностях в республике. На это надо настраивать молодежь.
Если брать «технаря», то он, буквально с одним ноутбуком, может выполнять массу работы, сидя дома. При этом работать по всей России и за рубежом.
Естественно, новые рабочие места дадут ввод новых школ, детсадов и больниц, строительство которых планируется.
Кроме того, к региону начали проявлять интерес инвесторы. Сейчас достигнута договоренность, что до нового года в Ингушетии появится четыре или шесть магазинов сети «Магнит». За следующий год их число будет доведено до 70. Это тоже положительно скажется на развитии рынка труда.
– Вы не единожды акцентировали внимание различных ветвей республиканской власти на необходимости повышения качества жизни населения. Какие шаги необходимо предпринять для этого?
– Повышение уровня жизни – это рост доходов населения, увеличение налоговой базы. В Ингушетии же самая низкая зарплата в РФ потому, что мы дотационный регион и не можем ее повышать. Поэтому нам необходимо постепенно уходить от дотационности.
Вторая задача, повторюсь, развитие малого и среднего предпринимательства. Уменьшение зависимости республики от дотационности и создание условий для бизнеса – это и есть повышение уровня жизни.
И, конечно, одним из важнейших вопросов остается искоренение коррупции из всех уровней власти.
– Ингушетия, как и в предыдущие годы, в 2020 году столкнулась с проблемой нехватки питьевой воды летом. Что делается для ее решения? Будет ли реализован проект по строительству крупного водозабора на горной реке Асса?
– Решение проблемы обеспечения жителей Ингушетии питьевой водой – одна из первоочередных задач. Эта проблема очень серьезная. Оказалось, что 70% сетей в республике не просто изношены, они дырявые. И водозаборы, и скважины тоже устарели.
Нам приходится искать выход. При поддержке Национального фонда развития Республики Ингушетия, инициатором создания которого я являюсь, были закуплены и установлены 13 глубинных погружных насосов и один центробежный насос для водозаборов. Кроме того, были выделены средства из резервного фонда главы республики еще на закупку трех центробежных насосов. Но, вы понимаете, мы сделали насосы – давление в трубах увеличилось, а сети ветхие, не выдержали и начали лететь.
По самым минимальным подсчетам для решения проблемы с питьевой водой надо вкладывать в республику порядка 7 млрд рублей в течение 7-10 лет. Но если не обновить водоотводы, сети, не сделать очистные сооружения – проблема не решится.
Что касается водозабора на реке Асса, то это пока предположения наших специалистов. И, если будет выделено финансирование, будет проведено изучение этого вопроса, геологические и геологоразведочные работы, то, возможно, специалисты придут к выводу, что водозабор необходимо строить не на реке Асса, а, скажем, на реке Армхи или Сунже.
Проблема обеспечения жителей республики питьевой водой должна решаться комплексно. Сделав воду, потребуются очистные сооружения, нормальные коммуникации и полигоны твердых и жидких бытовых отходов. Необходимо решить все эти вопросы и при этом не навредить уникальной природе Ингушетии.
Мы будем делать все, что положено, но без федеральной помощи не обойтись. У нас ни таких средств, ни возможностей нет.
– Насколько эффективно решается проблема очередей в детсады, дефицита мест в школах?
– В данный момент на учете для предоставления места в детсадах стоят 12 тыс. детей. С учетом положительной демографической ситуации в дошкольном образовании необходимо создать еще свыше 4 тыс. дополнительных мест для детей в возрасте от 3 до 7 лет. Для этого необходимо ввести еще 20 детсадов.
В текущем году к приему детей было подготовлено более 80 дошкольных образовательных учреждений. Планируется, что до конца года будут открыты еще 12 детсадов на 220 мест.
Что касается ученических мест, то сегодня в регионе функционирует 129 школ. В 74 организациях обучение проводится в две смены, в 55 – в одну. Дефицит посадочных мест в общеобразовательных организациях составляет 28 тыс. Для перехода всех общеобразовательных учреждений региона на односменный режим необходимо построить еще 30 школ до 2025 года.
До конца текущего года в рамках федерального проекта "Современная школа" будет обновлена материально-техническая база в 42 образовательных организациях с целью формирования у обучающихся современных технологических и гуманитарных навыков.
Кроме того, мы активно занимаемся вопросом обеспечения школьников горячим питанием, поскольку в ряде старых школ пищеблоки не были предусмотрены.
Стоит также отметить, что в прошлом году в Ингушетии были открыты 17 центров образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста». Площадки используются как образовательная среда для развития научно-технического, инженерного мышления и современных направлений творчества. В центрах планируется оснащение кабинетов технологии, ОБЖ и информатики для полноценной реализации образовательных программ.
– Как регион справляется с распространением коронавирусной инфекции?
– Пандемия на всех нас обрушилась неожиданно. Но благодаря совместным усилиям нам удалось взять ситуацию под контроль.
В кратчайшие сроки для лечения коронавирусной инфекции в Ингушетии было перепрофилировано шесть больниц. До этого в республике не было специализированной инфекционной больницы, только одно отделение.
Больницы были оборудованы всем необходимым, и мы полностью подготовились к приему пациентов.
В этот же период федеральным министерством здравоохранения к нам была направлена группа врачей, высококлассных специалистов в области инфекционных и других болезней.
По поручению президента РФ республике была оказана вся необходимая помощь: к нам прибыл Ил-76 с несколькими тоннами необходимого оборудования, аппаратами ИВЛ, средствами защиты.
Равнодушными в сложившейся ситуации не остался никто. Помощь также оказывали соседние регионы, местные жители.
На протяжении всего периода мы давали полную и честную картину по заболеваемости. У нас был период вспышек заболеваемости из-за особенностей региона, когда на свадьбы или похороны собирается большое количество человек, но благодаря принятым мерам серьезных негативных последствий удалось избежать.
Сейчас наблюдается небольшой рост заболеваемости. За весь период у нас смертность перешла за 80 человек, но при этом у большинства из умерших были сопутствующие хронические заболевания.
На сегодняшний день в Ингушетии на случай роста заболеваемости создан запас коек.
– Одним из показателей благополучия и развития региона считается увеличение объемов ввода жилья. Есть ли положительная динамика в этой сфере в Ингушетии?
– Мы работаем над тем, чтобы была положительная динамика. Но сейчас в республике наиболее развито индивидуальное строительство. Так, по состоянию на начало сентября текущего года в Ингушетии введено 69,6 тыс. кв. м жилья, их них 51,2 тыс. кв. м – индивидуальное жилищное строительство, 18,4 тыс. кв. м – многоквартирные дома.
В этом году из-за распространения новой коронаврирусной инфекции в республике был введен особый режим. На большинстве строительных площадок, где осуществляется возведение многоквартирных домов, работа была приостановлена, либо работали ограниченное количество бригад.
В настоящее время темпы строительства на стройплощадках увеличены. Ведется работа по возведению многоквартирных домов с различными сроками ввода в эксплуатацию, общая площадь которых составляет 492,9 тыс. кв. м.
В рамках федерального проекта «Жилье» до конца текущего года в республике необходимо ввести 383 тыс. кв. м. Но в настоящее время Ингушетия ведет работу по уточнению с Минстроем России этих показателей.
Если в целом говорить о перспективах увеличения ввода жилья в Ингушетии, то пока это маловероятно. Главная причина – проблема с коммуникациями, о чем мы уже говорили.
Ведь как можно строить 10-15-этажные дома, если не сделаны водоотводы, не обустроены полигоны, есть проблемы с электроснабжением?
Да, республика газифицирована фактически на 90%, но газовые трубы необходимо уже менять. «Газпром межрегионгаз Назрань» планирует вложить огромные средства в республику в течение 7-10 лет.
Есть проблема и с электросетями. Средняя подача электроэнергии в Ингушетии – 140-146 ватт. Этого недостаточно. И «Россети» также планируют вложить в модернизацию сетей 12 млрд рублей.
Пока в республике не будет создана инфраструктура, приведены в порядок коммуникации и соблюдены технические условия, мы не сможем увеличивать ввод жилья.
– Какая работа ведется в части антитеррористической безопасности, межнационального и межконфессионального согласия?
– В республике регулярно проводится заседание антитеррористической комиссии, председателем которой я являюсь. Также проводятся и антитеррористические операции.
Я могу с уверенностью сказать, что на сегодня серьезной террористической опасности для республики нет.
Для воспитания межконфессиональной и межнациональной толерантности во всех учебных учреждениях Ингушетии (школах, колледжах и вузе), постоянно проводится соответствующая разъяснительная работа.