Россия и Турция в Карабахе. Передел сфер влияния?
С 27 сентября продолжаются бои между армянскими и азербайджанскими войсками. Конфликт сегодня обсудили президенты Франции и России. Именно Макрон позвонил Путину, а не наоборот. Южный Кавказ традиционно считался зоной влияния России. Так ли это теперь? Согласна ли с этим Турция?
Лидеры Армении и Азербайджана обвиняют друг друга.
Никол Пашинян заявил:
«Азербайджан бомбил села непосредственно на территории Армении».
Ильхам Алиев:
«Армения грубо нарушает международное право оккупирую территории Азербайджана на протяжении около 30 лет».
Взаимные обвинения Армении и Азербайджана становятся острее, а противостояние набирает обороты. В странах уже действует военное положение и объявлена мобилизация, а минобороны стран публикуют новые видео столкновений и ударов по боевой технике противников.
Параллельно с войной реальной идет и война информационная. Каждая из сторон заявляет о сотнях и даже тысячах жертв. На чем основаны эти цифры – пока неизвестно, никаких фото или видео подтверждений этому нет. Кроме цифр погибших вопросы вызывает и информация об иностранных наемниках, участвующих в конфликте.
Комментирует Конрад Заштовт, политолог, факультет Ориенталистики Варшавского университета:
«Появляется информация о том, что наемники, которые воюют в Сирии по турецкой стороне против режима Ассада, перевезены в Карабах. Азербайджан это отрицает».
В среду информацию о вербовке сирийских наемников для отправки в Азербайджан подтвердили журналисты Арабской службы BBC и даже прокомментировал МИД России следующим образом:
«Глубоко озабочены этими процессами, которые ведут не только к еще большей эскалации напряженности в зоне конфликта, но и создают долговременные угрозы для безопасности всех стран региона».
Еще одним спорным вопросом остается роль Турции в нынешнем противостоянии. Анкара открыто заявляет о том, что поддерживает Баку. Один народ — два государства, эту идею часто повторяют в последние дни. Азербайджан отрицает военное участие Турции в происходящем.
Говорит Ильгар Велизаде, политолог, Азербайджан:
«Мобилизационные ресурсы азербайджанской армии в несколько раз превосходят мобилизационные ресурсы армянской армии. В этих условиях азербайджанская армия кратно превосходит в военной мощи Армению. Зачем нам прибегать к использованию турецких войск?»
В Ереване же продолжают настаивать, что Турция воюет на стороне Азербайджана. В среду появились даже кадры якобы сбитого турецким F-16 армянского штурмовика Су-25. В Баку же говорят, что армянский самолет разбился в горах.
Комментирует Мариуш Маршевский, Центр Восточноевропейских Исследований, Варшава:
«Между собой воюют войска непризнанной республики Нагорного Карабаха и Азербайджана, а никакого военного участия Турции в конфликте пока что нет. Да, поставлялась военная техника, но технику также поставляет, к примеру, Израиль. Дроны, которые использовались ранее, куплены у Израиля, как и другая военная техника, но при этом никто не говорит об израильско-армянском конфликте, поскольку Израиль в политическом плане не поддерживает Азербайджан, а Турция поддержала в политическом плане».
Не допустить вмешательство Турции в конфликт пообещал и президент Франции Эммануэль Макрон.
Ильгар Велизаде, политолог, Азербайджан:
«У Франции не все хорошо с Турцией. Отношения Франции с Турцией до предела накалены в других регионах – в восточном Средиземноморье. Выступая в Риге, Макрон заявил, что он обращается к армянскому народу и не допустит односторонних действий в этом регионе. Это проармянская позиция».
Но в этом противостоянии еще один игрок – Россия.
Комментирует Рубен Меграбян, политический эксперт, Армения:
«Еще при прошлой власти Москва постоянно стремилась к тому, чтобы перетащить переговорный процесс из формата тройки сопредседателей, где Москва была лишь 1/3 части в режиме сепаратного посредничества Москвы. И причем это угрожало тем, что такое посредничество выливалось в торг между Москвой, Баку, а еще и Анкарой за счет армянских интересов».
С одной стороны, Кремль всеми силами хочет закрепить за собой позицию миротворца, о чем даже заявили в российской Госдуме, с другой, по утверждению экспертов, Кремль не против выступить конфликт-менеджером, управляя тем, что происходит как в Баку, так и в Ереване.
«Ситуация очень непростая, ведь Кавказ становится очередным местом столкновения интересов России и Турции. Так же как это было в Ливии и Сирии. Конечно, это противостояние всегда происходит на разных уровнях. Страны сотрудничают между собой, конфликтуют — это полифоническая игра на многих инструментах, в которой сложно сказать, являются ли игроки друзьями или врагами», – считает Мариуш Маршевский.
По сообщению СМИ, от предложенного Турцией сотрудничества «по сирийскому сценарию» Кремль отказался.
Продолжает Конрад Заштовт:
«Южный Кавказ — Грузия, Армения, Азербайджан — это спорная территория для Турции и России, и борьба за нее идет еще со времен окончания Холодной войны. Но раньше это противостояние носило более риторический характер. Турция никогда так активно не принимала участия в действиях на Кавказе. Конечно, она поддерживала модернизацию армии Азербайджана, как и модернизацию армии Грузии, но в конфликте в Нагорном Карабахе Турция не участвовала, не считая заявлений о том, что она на стороне Азербайджана. До сегодняшнего дня. И теперь должна последовать реакция России, но пока что мы ее не видим».
Россия утратила некоторые из своих рычагов влияния в регионе, в том числе — энергетический.
На своем профиле в Facebook российский эксперт Михаил Крутихин из консалтинговой компании RusEnergy написал:
«Азербайджан с Турцией полностью нейтрализовали попытки Москвы придать геополитический вес её нефтегазовым рычагам. «Потоки» в направлении Южной и Восточной Европы стали не нужны не только в Европе, но и в Турции.
Не нужна туркам и российская нефть. От нее стали отказываться НПЗ в Турции, предпочитая иракскую и норвежскую. Давить на азербайджанцев в их карабахской политике стало нечем.
Можно давить на Армению, где всё газоснабжение контролируется Газпромом, но с какой целью? Помочь отразить наступление азербайджано-турецких войск? Заставить капитулировать?»
Пока что ни Армения, ни Азербайджан не согласны сесть за стол переговоров, да и решение сложившегося кризиса Ереван и Баку видят по-разному. В Армении говорят о признании независимости Нагорного Карабаха, а Азербайджан требует полного вывода армянских сил со спорных территорий. И пока все союзники и противники пытаются торговаться и договариваться — война продолжается.
Светлана Овчарова, для программы «ПроСвет»
Коллаж из фото: Kremlin Pool / Russian Look / Forum; Vadim Savitsky / TASS / Forum