Добавить новость
Главные новости Москвы
Москва
Октябрь
2020

Сценарий «кавказской весны» угрожает Азербайджану и Армении

Объективное исследование причин и вероятных последствий эскалации армяно-азербайджанского конфликта в определённой мере должно исходить из общего контекста региональной нестабильности на Южном Кавказе как причины предстоящей «кавказской весны»

Только по этой причине «Товузское обострение», происходящее в период с 12 по 15 июня 2020 года, стало причиной более серьёзного военного противостояния, начавшегося между Баку и Ереваном 27 сентября 2020 года. Данная напряженность может стать побудительным мотивом социальных протестов, которые могут создать дополнительную угрозу региональной безопасности и привести действующие политические режимы к невозможности возвращения в исходное состояние. Патриотический подъём в Армении и Азербайджане может обернуться возникновением внутренних очагов гражданского сопротивления и породить необратимые последствия для государственных институтов обеих стран.

В развитии армяно-азербайджанского конфликта можно обнаружить, что факторы, способствующие началу «кавказской весны», весьма неоднородны. Так, стоит отметить, что власть президента Азербайджана Ильхама Алиева и премьер-министра Армении Никола Пашиняна сейчас всецело зависит от военной составляющей, как, например, в Сирии, где власть Башара Асада всецело определяется успехами «Сирийской Арабской Армии», поддерживаемой Россией, Ираном и другими странами. Между тем, перенапряжение вооруженных сил, допускаемые ошибки в организации военно-политических кампаний, а также возникшие вследствие этого экономические проблемы могут создать почву для социального недовольства и привести к реализации «суданского сценария» апреля 2019 года. При этом ни Баку, ни Ереван не застрахованы от проявлений народного протеста, который, правда, сейчас нивелирован вследствие патриотического подъёма, но не подавлен полностью.

В настоящее время конфликт между Баку и Ереваном неуправляем, поскольку стороны ослеплены своими военными кампаниями, а международное сообщество не в состоянии на них повлиять.

Вследствие этого оба государства пребывают в состоянии «призрачной эйфории», которое может привести к крайне неблагоприятным результатам на внутриполитическом и социальном поле. Ошибочно утверждать, что война на Южном Кавказе не затронет устои государственных систем, превратив их в шаткие образования со многими нерешенными внутренними проблемами.

В данном контексте существенную роль может играть Россия. До 27 сентября 2020 года российское руководство стремилось вести переговорный процесс, исходя из принципа «ни мира, ни войны» в силу того, что любые перегибы в данном направлении могли привести к эскалации, в значительной мере осложняющей характер региональной напряженности. Тем не менее, участие Москвы не следует рассматривать в качестве проявления пассивности, поскольку она реализовала широкий спектр превентивных мер, направленных на обеспечение баланса сил между Арменией и Азербайджаном. Стоит также отметить, что Россия по-прежнему рассматривает Южный Кавказ в качестве элемента постсоветского пространства, входящим в сферу российских интересов. В этом контексте справедливо ответить на следующий комплекс вопросов:

1) Какое геополитические значение имеет Южный Кавказ?

2) Каков смысл противостояния между Арменией и Азербайджаном?

3) Какую стратегическую функцию выполняют военно-политические альянсы между Баку и Анкарой, а также между Москвой и Ереваном?

Традиционно Южный Кавказ находится в крайне уязвимом положении. Прежде всего, регион расположен на перекрёстке торговых и энергетических маршрутов, соединяющий Азию, Ближний Восток и Европу. Наличие данного фактора создает угрозу прямого вмешательства мировых игроков в любые региональные процессы, способные создать препятствия для торгового и энергетического транзита. Помимо прочего, Южный Кавказ играет важную роль в качестве сферы российского влияния, в силу чего данное обстоятельство является камнем преткновения между Россией и странами Запада.

Этническая неоднородность региона делает его крайне уязвимым, поскольку представителям каждого этноса, как бы ни развивалась обстановка, всегда мало территории и прав на самореализацию, что исключает их тесное взаимодействие на долгосрочной основе. Помимо прочего, Южный Кавказ географически разделён множеством гор и рек, вследствие чего этническая интеграция становится крайне затруднительной, исходя из наличия природных преград. Это увеличивает риск внешнего вмешательства в регион, который, к тому же, представляет огромный интерес для международного сообщества как неиссякаемый источник природных ресурсов: прежде всего, нефти, газа и золота. При этом государства, расположенные на Южном Кавказе, не всегда лояльны по отношению друг к другу, что явно можно наблюдать на примере противостояния Армении и Азербайджана. Это создает благоприятную почву для участия в такого рода конфликтах внешних сил, которые преследуют цель удовлетворения собственных потребностей за счет Закавказских республик.

Между тем, существующий характер противоречий между Баку и Ереваном значительно препятствует странам международного сообщества в реализации амбициозных планов по установлению регионального господства и распределению ресурсов. Однако такие препятствия могут быть легко устранены в случае приведения Армении и Азербайджана к «общему знаменателю» посредством вовлечения их в единый сценарий «кавказской весны».

«Кавказская весна», с точки зрения Запада, обусловлена, прежде всего, вопросами энергетики и торговли. Иными словами, организация хаоса в регионе позволяет практически беспрепятственно выкачивать из региона любые ресурсы и транспортировать через регион любые грузы, не привлекая внимания международных правозащитных структур. В конечном итоге, это угрожает Армении и Азербайджану потерей государственности, поскольку страны международного сообщества стремятся посредством конфликта обеспечить основу для смены региональных лидеров и созданию новых колониальных режимов, чтобы получить максимальную выгоду от освоения богатств и эксплуатации населения обеих стран.

Отношения между Баку и Ереваном, начиная с 1988 года, стали катастрофически напряжёнными. Основная причина этого — Нагорный Карабах, принадлежность которого до сих пор оспаривают народа двух стран. В этой связи, позиция Азербайджана и Армении отрицательно влияет на динамику развития региона и эксплуатацию его недр, с точки зрения международного сообщества. Между тем, антогонизм Баку и Еревана рано или поздно должен был привести к военно-политическому «взрыву», поскольку страны на протяжении около 30 лет находились в состоянии войны. В свою очередь, эскалация военного конфликта привела к жизни серию внутренних конфликтов между различными этническими меньшинствами, которые, используя фактор войны, могут возобновить свои планы по обретению независимости. Сейчас в Азербайджане Иран и ряд других региональных игроков способен использовать талышский фактор для обеспечения процесса смены власти и создания буферной зоны на азербайджанском Юго-Западе. Кроме того, Турция может использовать фактор езидов, которые составляют наиболее крупную этническую группу преимущественно в Араратской долине Армении, в частности, в районах Армавира, Арташата, Арарата, Масиса и Эчмиадзина, а также в районах Апарана, Наири (Егварда), Талина и Баграмяна.

Таким образом, можно утверждать, что основной движущей силой «кавказской весны» станут этнические меньшинства, представляющие собой «пятую колонну» как в Азербайджане, так и в Армении.

Стоит обратить внимание на то, что в настоящее время Россия не имеет достаточных возможностей или побудительных мотивов для обеспечения контроля над армяно-азербайджанским конфликтом. Это вызвано, прежде всего, тем, что Кремль на протяжении последних 30 лет всё же сумел достаточно хорошо определять пределы выживаемости политических режимов Баку и Еревана, полагая, что они так или иначе будут зависеть от российского влияния. Однако вероятность смены региональных лидеров для Москвы рассматривается в качестве неизбежности, которой она хочет противодействовать, но пока не знает, как. Тем не менее, несмотря на это, Россия рассматривает армяно-азербайджанское противостояние в качестве угрозы ее южным границам в связи с тем, что этот конфликт оказался привлекательным для различного рода террористических организаций, исповедующих идеологию «всемирного халифата». Таким образом, конфликт вызывает беспокойство российского руководства. В свою очередь, по причине территориальной близости беспокойство Москвы относительно армяно-азербайджанской войны по своему характеру отличаются от беспокойства стран Запада. Российское беспокойство обусловлено преимущественно факторами безопасности. Так, США, Ведикобритания, Франция и Германия проявляет беспокойство относительно энергетических и торговых маршрутов. Для России, прежде всего, интерес вызван необходимостью противодействовать распространению конфликта на собственную территорию. Тем не менее, в этом существует определённый парадокс. С одной стороны, Россия нуждается в том, чтобы противостояние между Баку и Ереваном не затрагивало её территорию. С другой стороны, Россия ничего не может сделать для того, чтобы нейтрализовать этот конфликт и, тем более, предотвратить «кавказскую весну», которая неизбежно последует сразу после завершения армяно-азербайджанского противостояния.

Денис Коркодинов, специально для News Front




Москва на Moscow.media
Частные объявления сегодня





Rss.plus




Спорт в Москве

Новости спорта


Новости тенниса
Australian Open

Русские девушки взяли реванш за финал Олимпиады-2024. Холодная месть Андреевой и Шнайдер в жаркой Австралии






"Отходы в красивой банке": названы марки кофе, которые не стоит покупать даже по большой скидке

Приморские артисты выступают на полях II фестиваля-ярмарки «Сделано в России»

Более 600 спорсменов выступили на первенстве по дзюдо в Орехово-Зуеве

Спектакль «Завтра была война» поставят на Камчатке