Земля налетела на небесную ось: От смены погоды до смены цивилизации
Буквально на днях в лентах информагентств появилось сообщение: "В Крым прибыл самолёт Росгидромета для вызова осадков". Ну и далее в новостях за 30 сентября: "Самолёт-метеолаборатория Як-42Д способен химическим способом влиять на концентрацию осадков, находясь в облаках..."
Повлиял…
"Затоплены улицы, плывут авто. На страдавший от засухи Крым обрушился ливень".
Так-то оно даже полезно. Но…
Да, в нынешнем году дождь в Крыму – явление долгожданное. Слишком уж там пересохли реки и водохранилища. И вот теперь, пусть и с подтоплениями, но всё равно радость.
Но… Но в это же время буквально по соседству, в Ростовской области, огромные пространства накрыла песчаная буря. Такая, какой не видели с 1960 года: придя из Казахстана, она охватила не только Ростовскую область, но также Краснодарский и Ставропольский края, Калмыкию, часть Украины и дошла даже до Румынии. Две недели люди солнца не видели! А на шоссе Ростов – Ставрополь, говорят, образовались настоящие "сугробы" высотой до шести метров, только из пыли!
А немного севернее, практически тоже по соседству, в Воронежской области, начались крупные пожары. Горят трава, леса, но главное – населённые пункты, десятки домов! Сотни человек и десятки единиц техники отстаивают деревни на настоящем огненном фронте. А разгоняет его сильный порывистый ветер.
Да и в Москве этим летом и в начале осени шли такие ливни, что забивалась ливневая канализация, машины буквально плавали, а люди боялись спуститься в подземные переходы, которые затопило "по маковку".
Что творится, вообще? Погода взбрыкнула?
По большому счёту, утверждают метеорологи, нет никаких взбрыков. Как раз всё понятно. Над европейской территорией России огромным куполом – даже хочется сказать, колом – стоит сейчас обширный и мощный антициклон. А с юга – из, видимо, отдаривающейся таким образом Сирии, – идёт приток тёплых воздушных масс.
В Воронежской области горят трава, леса, но главное – населённые пункты, десятки домов! Фото: Александр Адамян/ТАСС
Хотя против природы не попрёшь, тёплого солнечного излучения на нашу северную долю становится всё меньше, а потому антициклон, хоть и стоит пока соколом, но всё же постепенно сдаёт свои позиции. В температурном смысле. Но – постепенно. И пока здесь всё ещё теплее нормы.
А вот над Европой мокрой курицей навис циклон. Он и рад бы, может, повторить путь Наполеона, но наш герой-антициклон не даёт. Так что там у них холодно, мокро, а кое-где даже выпал снег. И граница, фронт между ними, пролегает как раз над Крымом, югом Украины, Польшей, уходя в Скандинавию. И бои на этом фронте как раз и задевают Крым и бывшую область войска Донского, включая Донбасс, где тоже неладно с погодой.
Но в более широком смысле…
А вот в более широком смысле всё объяснимо тоже, но… несколько менее определённо. Или даже совсем неопределённо. Особенно в смысле перспектив.
В Москве этим летом шли такие ливни, что забивалась ливневая канализация, машины буквально плавали, а люди боялись спуститься в подземные переходы. Фото: Komsomolskaya Pravda/Global Look Press
Дело в том, что не очень нормально само такое жёсткое разделение наших пространств между циклоном и антициклоном. Нормой для европейской части России является другая воздушная циркуляция – когда с Запада через Европу сюда поступают влажные атлантические воздушные массы. Так называемая широтная циркуляция. Летом больше через юг, через Средиземноморье, зимой – через север, через Скандинавию. А подобное "стояние на Угре", в общем, за пределами нормы. По крайней мере, какой метеорологи знали её прежде. То есть мы, конечно, благодарны климату, что после непонятного, но явно на мокром месте лета дарит нам такую славную золотую осень. Но в сущности повторяется ситуация с летней жарой 2010 года, когда вот точно так же над европейской частью России плыла нестерпимая жара, а Западная Сибирь и Европа страдали от дождей и наводнений. Тогда, напомним, тоже горели громадные пространства, сгорали целые деревни и сёла. И кое-куда жизнь так и не вернулась…
И – это учёные теперь знают твёрдо – виновато в образовании таких вот, как их называют, "стоячих волн" в атмосфере изменение климата. В смысле глобальное потепление. Кстати, наука утверждает, что именно нынешние климатические изменения и увеличивают масштаб и частоту лесных пожаров. Это доказано как у нас, так и в США, так что такое наблюдение не спишешь на попытку американцев снять свою сожжённую Калифорнию с совести своих пожарных служб и властей вообще или целиком – на отечественных "чёрных лесорубов".
1 октября 2020 г., Бразилия. В Сан-Паулу в течение недели жара бьёт рекорды. Фото: Bruno Rocha/Global Look Press/Keystone Press Agency
Как заявило Национальное управление океанических и атмосферных исследований США, лето-2020 в Северном полушарии было самым жарким за всю историю наблюдений. А в Америке ещё и август был чемпионом всех времён по показателям среднесуточной температуры. Сегодня, по данным той же организации, в Калифорнию "возвращается новая продолжительная волна тепла". То есть у них там образуется такая же "стоячая волна", что и у нас.
И вот на это уже неоспоримое потепление и накладываются изменения в атмосферной циркуляции. Грубо говоря, на тёплый фон ложатся движения воздуха, который получает в результате дополнительный температурный импульс, из-за чего движение его меняется. И превращается подчас в непредсказуемое.
Тропики раком…
Но и это ещё не всё. От движения атмосферы зависят течения в Мировом океане. Как и наоборот. Как и температуры и того и другого. И вот учёные сегодня отмечают новое – хотя задним умом понятно, что опять же закономерное, – метеорологическое явление: расширение к полюсам тёплых субтропических вод с – внимание! – соответствующими изменениями в циркуляции основных океанских течений.
А с ними к полюсам расширяются и зоны тропиков. Всё правильно: потепление субтропического океана диктует потепление воздуха над ним. А всё вместе предопределяет ранее невиданные в некоторых местностях атмосферные движения. Или виданные, но в виде исключений. В виде аномалий.
Как отмечал в разговоре с Царьградом научный руководитель Гидрометцентра России Роман Вильфанд,
возникают различные климатические аномалии. А они приводят к опасным метеорологическим явлениям, которые ранее не отмечались или отмечались в других местах.
Так что сегодня аномалии на наших глазах становятся нормой. Потому что глобальное потепление означает и глобальный сдвиг прежних климатических закономерностей. Уходят прошлые и возникают новые атмосферные переносы. А значит, количество "конфликтов" в воздухе умножается в геометрической прогрессии. Количество аномальных проявлений климата растёт по экспоненте.
То есть с каждым следующим годом аномалий будет всё больше. И к этому надо готовиться. Морально и организационно. Как говаривал русский национальный герой князь Святослав, "уже намъ некамо ся дети, волею или неволею стати противу"…
Проблема, однако, в том, что, по словам одного из авторитетнейших климатологов планеты, научного руководителя Института географии РАН академика Владимира Котлякова, наша нынешняя цивилизация, та, в которой мы сегодня живём, сложилась за последние полтора века. Со времени первой промышленной революции. И климат всё это время был стабилен. В результате человеческая цивилизация вся (!) приспособлена к этой самой стабильной климатической среде. И потому для нашего нынешнего уклада, уверен учёный, "любые глобальные изменения климата могут быть неблагоприятными".
При этом какие экономические и социальные катаклизмы родятся из катаклизмов климатических, даже предсказать сложно.
Хотя… Давайте подскажу? На примере того, как оно уже некогда было. Прежние райские для всего живого влажные степи-прерии начали превращаться в полупустыни. А Сахара, дотоле бывшая вполне обитаемым и богатым на живность регионом, стала превращаться в нынешнюю пустыню. Что стали делать люди? Верно, прижиматься к руслам рек, в справедливом для себя стремлении вырезая друг друга за место под солнцем с плодородной почвой и водой. Это, между прочим, дало начало той – не технологической, а вообще – цивилизации, в которой мы ныне имеем удовольствие жить. Именно засуха привела тогдашнее население Сахары в долину Нила, где и началось развитие египетской государственной культуры. И практически синхронно – культур шумерской (месопотамской), индской (хараппской), протокитайской.
Не грозит ли теперь и нам в один прекрасный момент, в не самом далёком будущем, тоже сменить свою цивилизацию вслед за сменой климата?