РАБОТА НАД ОШИБКОЙ
"А если вкратце, ничего особо драматического не жду, - во всяком случае, сегодня. Крепнущее китайское влияние, безусловно, американцев волнует, но силенок в Бишкеке у них пока что для серьезной заварухи мало. Вот через год-два, учитывая клубок вполне реальных проблем, всяко может быть, а сейчас вряд ли", - написал я за несколько часов до начала выборов, и ошибся. Стало быть, необходимы пояснения. Поясняю. 24 сентября в интервью "Общественному рейтингу" было сказано:
- Ваша проправительственная партия сделает все ошибки, которые не может не сделать. При этом не могу сказать, что она проиграет выборы. Вопрос в цене выигрыша. Самое глупое будет сделано, если оппозицию выпрут из процесса. Пришло время делиться или как минимум допускать новых людей.
– Возможно ли обострение политической обстановки в поствыборный период?
– В Кыргызстане радикальные выступления возможны всегда. Но они не приобретут масштабного характера ещё и потому, что на данный момент отсутствует заинтересованность со стороны внешних сил. Будут, скорее всего, отдельные вспышки, но не серьёзная радикализация (...) А изменения необходимы. И если не будут приняты меры по улучшению, то года через три возможна радикализация.
Естественно, свои тезисы я формулировал на базе доступных мне данных, - и никак не мог предположить, что власти Бишкека сделают не просто "все ошибки, которые не могут не сделать, но и пойдут дальше". А они пошли, явочным порядком нарушив внутриэлитные обязательства по распределению мест в Жогорку Кенеш, тем самым обнулив политический баланс.
Проще говоря: кыргызские партии, в основном, "клановые", формируются под лидеров, имеющих обширную клиентелу и "регионы влияния" ("Север" vs "Юг"), а для действующих властей ("южан") принципиально важным было не пропустить в парламент "северян" - (партию быв. президента Атамбаева), - ультрапрозападную "Реформу" (в порядке любезности Москве) и популистов из "Чон Канат".
Поэтому гарантии прохождения были даны 8 партиям (4-м провластным и 4-м "умеренно оппозиционным") из 16, - однако уже по ходу выборов стало ясно, что власть не намерена держать слово (видимо, "южные" кланы переоценили свои возможности), - и когда предварительные результаты стали известны, обманутые призвали свои группы поддержки выходить на улицы
и поддержать тех, кто и так собирался устраивать бучу. Но если "буча лузеров" была заранее обречена, то когда против властей выступила практически вся элита страны, удержать контроль над ситуацией было невозможно, ибо пролитие крови в конкретных условиях данной страны означает войну всех со всеми, с неизбежным расколом силовых структур.
Предполагать, что "южане", - г-н Жээнбеков и его "ближний круг", - затеют такую авантюру, ни я, ни кто угодно не мог. Однако говорить о "революции" резона нет: итог событий - всего лишь "перезарузка" системы, к власти возвращаются лидеры оттесненных "северян" (многие прямо с нар), и сейчас на улицах Бишкека их "ополченцы" ("дружинники") восстанавливают старый-новый порядок.
А теперь позволю себе вернуться к интервью 2 сентября:
"Ваша проправительственная партия сделает все ошибки, которые не может не сделать. При этом не могу сказать, что она проиграет выборы. Вопрос в цене выигрыша. Самое глупое будет сделано, если оппозицию выпрут из процесса. Пришло время делиться или как минимум допускать новых людей. Если не будут приняты меры по улучшению, то года через три возможна радикализация".
Таим образом,
как и было сказано,
(а) власть сделала все ошибки, которые не могла не сделать,
(б) выперла оппозицию из процесса, отказавшись делиться,
(в) и выиграла выборы, но цена выигрыша оказалась непомерной:
(г) радикализация случилась прямо сейчас, а не "года через три".
Кроме сроков, как видим, все верно...