Советский шик
В 1936 году в Магнитогорске открылись первый в городе ресторан и современный "Гастроном".
Располагались они в одном здании, но были сданы с разницей в несколько месяцев. В июне газета "Магнитогорский металл" сообщила читателям о скором открытии первого в городе "Гастронома".
"Новый магазин расположен напротив заводоуправления. По отделке и оборудованию он станет одним из лучших магазинов в стране, - писал корреспондент. - Магазин оборудуется мощными холодильниками и подъёмниками, а его внутренняя отделка не будет уступать Дворцу культуры металлургов. Прибывший из Москвы инженер товарищ Локшин сообщил, что народный комиссар внутренней торговли СССР товарищ Вейцер лично следит за ходом строительства нового магазина, он предложил во что бы то ни стало открыть его в точно намеченный срок - к первому августа. Совет жён ИТР заверил товарища Локшина, что будет контролировать работы. Внутреннее оформление магазина будет выполнено по проектам Горстройпроекта. Строительство здания ведёт Жилстрой".
В ноябре того же года, анонсировала газета, ожидается открытие первого в городе ресторана "Атач". Строили его с 1932 по 1936 годы по проекту известного советского художника-архитектора Бориса Данчича. Вместе с группой ленинградских архитекторов он занимался проектированием площади заводоуправления - делового центра Магнитки того времени.
Градостроитель Борис Викторович Данчич родился в городе Изюм Харьковской губернии. В 1912 году он поступил на архитектурный факультет Академии художеств, но из-за вынужденного длительного перерыва в обучении окончил её только в 1925 году. С 1927 года и до конца своих дней Данчич работал в Государственном институте проектирования металлических заводов, который с 1934 стал именоваться ГИПРОГОРом - Государственным институтом проектирования городов. Борис Данчич занимался проектированием общественных и промышленных зданий, разработкой планов новых социалистических городов, строившихся вокруг крупных промышленных предприятий: Кривого Рога, Комсомольска-на-Амуре, Магнитогорска, Нижнего Тагила, Уфы. Великая Отечественная война застала его в Ленинграде. Пережив самую страшную блокадную зиму 1941 года, Борис Данчич умер от истощения в феврале 1942 года на пути в эвакуацию из блокадного Ленинграда в Орск.
Несмотря на то, что Магнитогорск задумывался как город без "кабаков и тюрем", и то и другое со временем появилось.
В середине 1930-х годов в СССР были отменены продовольственные карточки, полки магазинов стали заполняться продуктами, а в городах началось строительство ресторанов. "Вкус надо развивать, - настаивал нарком пищевой промышленности Анастас Микоян. - Наши люди ещё не привыкли к вкусной еде".
Здание ресторана-гастронома "Атач" было выполнено в стиле конструктивизма - "производственного искусства", придуманного в СССР и получившего развитие в первой половине 1930 годов. Согласно ему здание отличали строгость, геометризм и лаконичность форм, а в основу проекта был положен принцип функциональности, полезности. Вдохновлённый авангардным искусством, Данчич искал новые формы и материалы, чтобы воплотить идеи нового общества - свободного и счастливого. Кроме удовлетворения гастрономических изысков ресторан должен был стать местом культурного отдыха для горожан.
Примерно до 50-х годов в ресторане отмечали самые значимые для города события. Так, зимой 1943-го там прошёл торжественный вечер в честь пуска шестой доменной печи. Как вспоминают участники события, в тот холодный декабрьский вечер "Атач" был полон людей. Академик Бардин, замминистра чёрной металлургии Райзер, секретарь Челябинского обкома партии Патоличев, управляющий Магнитостроем Дымшиц, директор ММК Носов, а также писатели, поэты, знатные металлурги - кого только не было в числе приглашённых! Отличились местные повара и кондитеры, изготовив огромный торт в виде той самой домны.
В середине 1960-х "Атач" сменил название, став "Уралом", но популярность его от этого не уменьшилась. В своё время в ресторане побывали многие известные артисты, писатели и поэты, высокопоставленные чиновники из Москвы и Ленинграда, иностранцы. В 1980-х рентабельность "Урала" стала падать, так что со временем ресторан закрыли, а здание стали использовать как мелкооптовую базу.