Пытались ли американские интервенты убить Ленина? The New York Times, США
О книге «Ленинский заговор: неизвестная история американской войны против России», автор — Барнс Карр
В известной речи, показанной русским телевидением в 1984 году, президент Рейган обращался напрямую к советским людям. «Между нашими правительствами были серьезные разногласия, — сказал он, — но наши сыны и дочери никогда не сражались друг против друга на войне». Два десятилетия спустя президент Обама сказал почти то же самое, когда пытался «перезапустить» отношения с президентом России Владимиром Путиным.
США поддерживают этот миф о своих отношениях с Россией. В большинстве русских учебников истории есть по крайней мере краткое упоминание американской (а также британской и французской) интервенции на север России в 1918 году после большевистской революции. Однако очень сложно найти что-то об этом конфликте в официальных документах США или даже в американских книгах по военной истории. Поэтому новое исследование Барнса Карра «Ленинский заговор» вносит приятное разнообразие.
Причины, почему эта американская операция была практически вычеркнута из письменной истории, очевидны, несмотря на то, что в ее результате погибло или пропало без вести почти 600 солдат. Интервенция не была законной и потерпела поражение. Президент Вудро Вильсон (Woodrow Wilson), считающийся столпом высокой нравственности, и его благочестивый госсекретарь Роберт Лэнсинг (Robert Lansing) соврали об американском участии, а потом вступили в заговор, чтобы скрыть это.
Карр живо описывает эту историю в своей книге. Он отыскал несколько поразительных новых архивных источников, придающих блеск повествованию.
Россия сражалась вместе с западными союзниками в Первой мировой войне, но к моменту свержения царя в феврале 1917 года огромные потери привели к крайней усталости от войны. Одной из основных причин победы революции Ленина стало его обещание покончить с войной. Это одно из немногих обещаний, которые он сдержал.
Когда Ленин заключил сепаратный мир с Германией, союзники почувствовали себя в праве отомстить большевикам, ведь они захватили власть в результате переворота, арестовали иностранные активы и угрожали совершить революцию во всем мире.
Проблема была в одном: союзники не могли договориться, что и как делать. Сначала они отправили шпионов, чтобы уговорить или подкупить большевиков продолжить войну, так как союзники считали необходимым заставлять Германию вести войну на два фронта. Это лучшая часть книги, тут много красочных персонажей: шпионов, продажных бизнесменов, шарлатанов, идеологов и оппортунистов. Глава американской разведки в Москве Де Витт Клинтон Пул (DeWitt Clinton Poole), в прошлом чемпион по теннису, был известен друзьям и русской секретной службе как «Пудель». Его основной оперативник, звезда трека русского происхождения, Ксенофонт де Блументал Каламатиано (Xenophon de Blumenthal Kalamatiano) — первый шпион, которого обменяли на советского агента. Мне больше всего нравится французский шпион в Москве с прекрасным именем Шарль Адольф Фо-Па Биде (Charles Adolphe Faux-Pas Bidet). В качестве детектива полиции он вел дело против Маты Хари (Mata Hari).
Когда уговоры не помогли, союзники начали планировать убийство Ленина, и вот на этом моменте автор начинает выступать более неровно. Карр предлагает нам захватывающий шпионский рассказ, но не приводит никаких убедительных доказательств существования у интервентов таких планов. Единственное серьезное покушение на жизнь Ленина произошло, как известно, в августе 1918 года, когда он выходил с московского завода. Революционер был ранен в шею и плечо. Между тем, нет никаких четких доказательств, что вторжение союзников было с как-то связано с этим происшествием. Западные шпионы вели разговоры об убийстве Ленина, но неизвестно, предпринимали ли они какие-то активные действия.
А потом случилась военная интервенция. США потратили огромные суммы денег на поддержание сил белых в гражданской войне против красных. Закон запрещал американскому правительству финансировать независимые армии или наемников. Чтобы обойти это препятствие США передавали деньги через британцев и французов. Вильсон все отрицал, но не смог никого обмануть, тем более русских.
С точки зрения многих антикоммунистов, худшее в этой американской интервенции не то, что она была незаконной, а то, что она была неэффективной. Международная армия союзников насчитывала около 20 тысяч солдат, из них 4,5 тысячи — американцы. Когда союзники вступили в бой с красными в районе архангельского порта, оказалось, что их слишком мало, чтобы на что-то действительно повлиять. Однако эти действия оказали огромное влияние на последующие события. Советский союз ничего не забыл. Многие историки рассматривают эту интервенцию как начало самой длинной войны ХХ века — холодной войны.
Виктор Себестьен, The New York Times, США
Перевод ИноСМИ