Троеморье – очередной русофобский блок
«Троеморье и злодеяния империи: от кровавых земель до пространства безопасности» – так назывался международный круглый стол, в котором приняли участие политические эксперты из Украины, Грузии, Молдавии, Румынии, Польши и Венгрии
Украину представляли организации с невнятными названиями Институт демократизации и развития, Центр политических нарративов демократии и др.
Состоялись три дискуссионные панели: «Жертвы имперского проекта Кремля: без срока давности», «Собирание земель в постсоветский период: история военных преступлений и гуманитарных катастроф», «На пути ко второму «Нюрнбергу»: возможна ли справедливость в условиях гибридных угроз?».
Названия эти свидетельствуют о пропагандистском характере данного мероприятия. Перегруженность отрицательными эмоциями и экспрессивной лексикой в названии самого круглого стола и его дискуссионных панелей, не говоря уже о несоответствии таких формулировок историческим фактам, говорит о недостатке научности и избытке театральности, хотя участники этой говорильни делали вид, будто ведут научно-экспертную беседу.
Её «научность» и «экспертность» заключались в том, что они были едины во мнении о «хронической преступности» внешней политики России в любом её виде, будь то Московское царство, Российская империя, Советский Союз или Российская Федерация. Эти государственные образования принесли народам Балто-Черноморского региона «невиданные страдания»: репрессии, искусственные голодоморы, военные преступления и гуманитарные катастрофы, сообщает Радио Румынии.
Румынию на круглом столе представляли член комитета по внешней политике Виорел Бадя и политолог и философ, руководитель экспертно-аналитического центра «Дом Чёрного моря» (Casa Mării Negre) Дорин Попеску (Dorin Popescu). Официальная функция центра – разрабатывать «прибрежную стратегию» Румынии в Чёрном море.
Попеску в своём выступлении сожалел, что каждая из стран-участниц имеет своего троянского коня – пророссийские симпатии у части населения, коррупцию и кумовство политиков, усталость от идеологии европейской интеграции, нарушения прав национальных меньшинств. Всё это Москва использует в своих интересах, паниковал румынский эксперт.
Жаль, не подсказал правительствам этих стран и Брюсселю заодно простой способ обезвредить «происки Москвы» – надо всего лишь изгнать коррумпированных политиков, уважать права нацменьшинств и не просто обещать постсоветским республикам скорое членство в ЕС и будущие экономические выгоды, а реально их предоставить.
Попеску прекрасно знает, что членство в ЕС Украине, Молдавии и Грузии не светит. Особенно Грузии, которая, вообще, расположена не в Европе. Бухарест хотел бы видеть Молдавию членом ЕС, чтобы часть финансового бремени по её содержанию в отрыве от Евразийского экономического союза возложить на плечи Брюсселя. Но этого не хочет Брюссель – слишком дорого.
Членство Украины в ЕС тоже отвечает интересам Бухареста. Во-первых, этим Киев окончательно смирится с переходом к Румынии богатого энергоресурсами шельфа у о. Змеиный, отсуженного у Украины по решению Международного суда ООН в 2009 г.
Во-вторых, Украина окончательно превратится в буфер между НАТО и Россией, а Румыния расширит пространство своего геополитического контроля над Чёрным морем за счёт доступа к украинскому побережью и его дальнейшей милитаризации.
Проект «Троеморье», она же «Инициатива трёх морей» (Inițiativa celor Trei Mari по-румынски) – инфраструктурный проект, официально инициированный Польшей и Хорватией. В действительности Троеморье придумали в Атлантическом совете США (Atlantic Council), об этом недавно было сказано госсекретарём Майком Помпео в интервью американским СМИ.
Троеморье – блок государств на пространстве между Адриатикой, Балтикой и Чёрным морем с целью экономического и политического вытеснения России из Европы и подчинения европейской энергетики Вашингтону, ведь вместо российского природного газа в рамках проекта «Троеморье» в Европу повезут более дорогой, но «правильный» американский сжиженный газ.
Румыния хочет играть роль одного из распределительных узлов для дальнейших поставок американского газа в Молдавию и Украину. Это автоматически означает добровольную передачу Украиной Румынии статуса страны-транзитёра, но румын это мало беспокоит. Они думают о доходах в свой бюджет, а не в украинский. Сейчас у Румынии не хватает газа для превращения в «транзитную принцессу». Разрекламированный газопровод Яссы – Унгены только в 2021 г. сможет дать молдаванам 2,2 млрд. куб. м в год, а это всего лишь более половины объёмов, поставляемых Россией. Некоторые эксперты уверены, что Молдавия не сможет получать газ из Румынии ранее 2022 г., да и то в скромных объёмах.
Бухарест видит выход в разработке газовых месторождений в Чёрном море. Румыны подсчитали, что, если всё пойдёт гладко, черноморский газ принесёт им $26 млрд прибыли к 2040 г. Совокупные залежи газа в Чёрном море оцениваются в 200 млрд куб. м. Румыны хотят до них добраться, но сначала надо закрепиться в Черноморском регионе, вытеснив оттуда «плохую» Россию.
Восточные рубежи Троеморья «удивительным» образом совпадают с балто-черноморским помостом. О нём часто упоминают румынские геополитики, когда рассуждают о способах достижения Румынией лидерства в Черноморском регионе. Суть рассуждений такова: для контроля над Чёрным морем Бухарест должен обеспечить устойчивость антироссийского санитарного кордона от Одессы до Прибалтики. Такой кордон гарантирует Румынии усиление её влияния на южном участке «восточного фланга» НАТО до Днестра и вдоль побережья Чёрного моря.
Румынская политическая пропаганда называет румын черноморской нацией. Звучит странно, если учесть, что румыны никогда не были народом-моряком, как англичане. Наоборот, Румыния всегда жила больше континентальной, чем морской жизнью. История не знает ни румынских адмиралов, ни морских путешественников с мировым именем, а словосочетание «румынский флот» звучит непривычно.
Румынское общество, полукрестьянское и традиционное по своему культурному и психологическому укладу (так его характеризовали румынские историки и литераторы XIX – начала ХХ вв.), к морю никогда особо не тянулось. Хотя некоторые румынские политические мыслители и рассматривали Чёрное море даже с философских позиций, в широкие народные массы такие «черноморские» чувствования долго не проникали.
Искусственный акцент на черноморском характере румынской нации понадобился Бухаресту для идеологической мобилизации населения в борьбе за лидерство в Юго-Восточной Европе, чего невозможно достичь без контроля над Чёрным морем. Ради такой цели Бухарест готов сколько угодно кормить причерноморские республики бывшего СССР баснями про «хронически преступную» политику Кремля, про «кровавое собирание земель» и «искусственные голодоморы». Главное – не допустить сближения этих республик с Россией, ибо тогда мечта о Великой Румынии, главенствующей от Карпат до Чёрного моря, так и останется мечтой.
Владимир Дружинин, Одна Родина