Проблема трудоустройства людей с инвалидностью, если и сдвигается с мертвой точки, то черепашьи темпом
Межрегиональная общественная организация «Социальное партнерство» вместе с Новосибирским государственным техническим университетом (НГТУ) до конца 2021 года реализуют проект по обучению молодых специалистов с инвалидностью удаленной работе в условиях коронавируса.
Все эти начинания замечательные, но все это, к сожалению, капля в море. Еще в 2016 году бывший министр труда и социальной защиты Максим Топилин говорил, что на тот момент было трудоустроено 25 процентов людей с инвалидностью, а к 2020 году этот показатель должен подойти к отметке в 50 процентов. Сейчас ситуацию, конечно, усугубила пандемия — даже люди без инвалидности в настоящий момент, к сожалению, лишаются работы, однако проблема трудоустройства людей с инвалидностью не решена. Есть различные подходы и небольшие прорывы за счет грантов. Система не меняется. С одной стороны, мы видим значительное количество вакансий для данной категории на сайте Роструда, с другой стороны, в стране достаточно большое количество неработающих людей с инвалидностью.
Одна из основных проблем — это мотивация. Причем с обеих сторон. Работающие люди с ограниченными возможностями сразу лишаются выплат по инвалидности и некоторых других льгот. Вместе с тем, за редким исключением, они могут претендовать на очень небольшие зарплаты. По сути, у граждан с инвалидностью нет никакой мотивации трудоустраиваться, потому что в итоге они будут получать меньше того, что получают сейчас в качестве пособий и льгот.
У работодателей, в свою очередь, нет никакого желания создавать рабочие места для людей с инвалидностью. Несколько лет назад существовала федеральная программа квотирования: работодателям субсидировали создание рабочих мест для людей с инвалидностью. Сейчас эта программа реализуется лишь точечно в отдельных регионах: Москве, Калининграде, Санкт-Петербурге… И чтобы принять участие в такой программе, компании, как правило, необходимо подготовить огромное количество документов, проделать настолько большую бумажную работу, что то количество денег, которые выплачиваются работодателю, как правило, уже не имеют особого смысла, и кадровики часто отказываются этим заниматься.
Получается, что государство ставит цель, но при этом пути достижения этой цели настолько тернисты и запутанны, что цели никто и не достигает. И даже, что хуже, не имеет такого желания.
Я считаю, что проблема трудоустройства людей с инвалидностью в полной мере не изучена. Минтруд России РФ проводит отдельные исследования, но они не комплексные, не системные и не дают полного представления о том, что происходит на этом рынке. Нужно смотреть системно и на мотивацию, желание людей с инвалидностью работать, и на правовую и социальную среду, и на позицию работодателя, и на компетенции и профессии, которые получают молодые люди с инвалидностью в вузах и колледжах.
Их адаптация и обучение происходит следующим образом. Например, для этого Министерством науки и высшего образования РФ на базе отдельных вузов создано несколько десятков РУМЦ (ресурсные учебные методические центры) — только в Москве их 10, они функционируют уже не первый год. Каковы результаты этих РУМЦ? Ряд людей с инвалидностью, которые получили образование и выпустились из вуза, не готовы в дальнейшем трудоустраиваться. Получается, что государство тратит бюджетные средства на образование людей с инвалидностью, но такие выпускники по разным причинам работу себе не находят или вовсе не ищут. Люди с инвалидностью по-прежнему не социализируются, не могут самостоятельно зарабатывать, содержать себя и свои семьи и продолжают получать деньги только от государства.
Проблема трудоустройства людей с инвалидностью — одна их тех, которые если и сдвигаются с мертвой точки, то черепашьи темпом.